«Активных сажать, пугливых — пугать»: успех митинга 27 июля стал для Кремля сюрпризом

Несогласованный митинг за честные выборы 27 июля стал крупнейшей протестной акцией в Москве за два года по численности и рекордной по числу задержанных. Источники The Bell, близкие к Кремлю, признают, что власть недооценила потенциал протеста. Высокая численность — не меньше 10–15 тысяч людей на несогласованном митинге — стала сюрпризом. Но идти навстречу требованиям протестующих власть не будет. «Наиболее активных будут сажать, пугливых — пугать», — предполагает один из собеседников The Bell.

Реакция и оценка власти. Официально протесты не прокомментировали ни Дмитрий Песков, ни Сергей Собянин. Но источник The Bell в администрации президента признает: «Потенциал протеста, конечно, недооценили. Теперь предстоит еще думать, что со всем этим делать». «ОМОН явно переусердствовал. Нельзя бить мирных людей», — делится своими впечатлениями федеральный чиновник.

  • Человек, общающийся с сотрудниками АП, отмечает, что часть ответственных сотрудников администрации накануне и во время протестной акции была в отпуске. Но оставшиеся «демонстрируют твердость духа», добавляет он.
  • «Люди прекрасно знали, что могут стать жертвой жесткого противодействия ОМОН, но все равно пошли, и это стало неприятным сюрпризом для Кремля», — сказал The Bell политолог Сергей Поляков.
  • Власти не ожидали массового выхода москвичей на улицы, надеясь, что они испугаются угроз, а в сезон отпусков вообще мало людей в городе, считает политолог Алексей Макаркин. Но акция показала, что технологии запугивания и жесткости со стороны власти не дают больше никакого эффекта, а наоборот, только мобилизуют людей, сказал The Bell политолог Александр Кынев.

Чиновникам есть о чем переживать: численность протестующих оказалась выше их прогнозов, а способность к самоорганизации и ошибки властей позволили им в какой-то момент переиграть полицию.

Численность. Оценить общее число участников было трудно: единой точки сбора не было, и люди с самого начала рассредоточились по десятку переулков вокруг Тверской. Но и внутренние цифры полиции, и подсчеты The Bell говорят о том, что участников было не меньше 10–15 тысяч. Это значит, что по численности митинг был рекордным с 2017 года, а по числу задержанных в Москве — рекордным за последние 10 лет.

  • Официально около 16:00 в субботу ГУ МВД по Москве сообщило о 3500 протестующих, «из которых 700 журналистов и блогеров», но эта цифра явно занижена. Это следует хотя бы из числа задержанных — по данным «ОВД-инфо», всего их было 1373 человека. Чтобы соответствовать цифрам МВД, задержан должен был быть каждый третий. В реальности полиция задерживала самое большее каждого десятого — это значит, что протестующих было не меньше 10–15 тысяч.
  • Большую численность подтверждают другие полицейские цифры — например, в протоколе о задержании журналиста Ильи Азара полицейский указал число собравшихся «около 10 тысяч человек».
  • Оценки в 10–15 тысяч больше похожи на правду. Только в Столешниковом переулке около 16:00 редактор The Bell насчитал не меньше 2–3 тысяч людей (попробовать посчитать можно, например, на этой фотографии), а это была только одна из десятка групп.

Тактика. Полиция хорошо подготовилась к защите мэрии, которая была первоначальной целью акции — Тверская была зачищена еще до начала митинга, и на нее протестующие так и не прорвались. Но к тому, что большие группы протестующих, которых разделила полиция,  пройдут по всему центру, власти оказались явно не готовы. Когда толпа около 17:00 прошла маршем мимо здания ФСБ на Лубянке, скандируя «Долой власть чекистов», а через несколько минут на время перекрыла Охотный ряд, вокруг не было ни одного полицейского.

Организация. Самые популярные политики из числа организаторов митинга (Любовь Соболь, Илья Яшин, Дмитрий Гудков и несколько других) были задержаны утром 27 июля. Алексей Навальный — еще 24 июля. Но отсутствие лидеров не помешало протестующим самоорганизовываться в течение 6 часов.

Узнайте больше. Мы вели онлайн-трансляцию митинга и пересказали его ход в итоговом фоторепортаже.

Что будет дальше? По словам источника The Bell, знакомого с позицией администрации президента, Сергей Собянин обсуждал в Кремле варианты допустить кого-то из оппозиционных кандидатов к выборам в Мосгордуму, и такой вариант до сих еще возможен. Но замглавы АП Сергей Кириенко после прошлогодних неудач на региональных выборах настаивает на жесткой позиции, говорит собеседник The Bell.

  • Политолог Сергей Поляков отмечает, что ситуация патовая: если зарегистрировать оппозиционных кандидатов в Мосгордуму, власти автоматически подарят этим кандидатам большинство голосов, если не зарегистрировать, власти получат непрекращающиеся до осени протесты.
  • «Удержать ситуацию даже 1,5 месяца [до выборов в Мосгордуму 8 сентября] в протестующем городе можно», — описывает настроения в АП человек, общающийся с ее сотрудниками. «Наиболее активных будут сажать, пугливых — пугать», — предполагает он.