Аналитики предсказали убыточность банков по итогам 2020 года

Послабления ЦБ помогут банкам избежать разорения, но не спасут их от убытков. К такому выводу пришли аналитики Райффайзенбанка, узнал  The Bell. 

Райффайзенбанк. Фото из аккаунта банка в Facebook

Что случилось?

Российские банки рискуют закончить год с нулевой прибылью или даже убытками, несмотря на послабления ЦБ, которые позволяют реструктурировать кредиты пострадавших от коронавируса без ухудшения качества обслуживания долга и увеличения резерва по ним, пишут аналитики Райффайзенбанка.

Как считали

Падение процентного дохода по кредитам из-за их реструктуризации компаниям, сильнее всего пострадавшим от кризиса, Райффайзенбанк оценивает в 0,5–1 трлн рублей, или 25–50% чистой прибыли по итогам 2019 года. Тогда она составила чуть меньше 1,7 трлн рублей. Аналитики Fitch оценивают размер недополученных доходов в 700 млрд, а Moody's — в 500 млрд рублей. 

По оценке ЦБ, реструктуризация может потребоваться 25% заемщиков — и, вполне вероятно, большинство из них ею воспользуется. Из этого исходят аналитики Райффайзенбанка в своих расчетах. 

Также банки лишатся большой доли комиссионного дохода, в частности, по онлайн-платежам — это еще 100–200 млрд чистой прибыли, оценивает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Также убыточным может оказаться и портфель чистых бумаг. 

Как итог — чистая прибыль банков по итогам года может составить около сотни миллиардов рублей при хорошем сценарии. Но нельзя исключать, что после окончания сроков «особой» реструктуризации — пока правила ЦБ действуют до 30 сентября — у заемщиков не будет возможности вернуть кредиты. 

«Многие лишатся работы и не смогут устроиться на новую, придется уйти с рынка и многим компаниям», — рассуждает Порывай. В результате возникнут сложности не только с процентными выплатами, но и с возвращением тела кредита. Это будут прямые убытки. Если это произойдет, банки станут убыточными по итогам года, заключает Порывай. 

Об этом говорят

Рейтинговое агентство НКР также предсказывает российской банковской системе убыток в размере 800–900 млрд рублей в рамках самого кризисного сценария. Всего в аналитической записке, которая вышла на прошлой неделе (также есть у The Bell), описаны три сценария. Самый умеренный предполагает прибыль в 706 млрд, умеренный — убыток на уровне 2 млрд рублей. 

«С тех пор как мы выпустили эту записку, прошло мало времени, но многое изменилось. С учетом введения повсеместной обязательной самоизоляции мы предполагаем, что ситуация тяготеет к срединному, то есть негативному сценарию», — говорит гендиректор НКР Кирилл Лукашук. Больше всего, по его словам, от кризиса пострадает малый и средний бизнес, что найдет отражение в потерях по кредитному портфелю банков, финансирующих этот сектор.

«Правдоподобными» называет расчеты Райффайзенбанка и директор Центра экономического анализа «Интерфакса» Алексей Буздалин. По его словам, все будет зависеть от ситуации с карантином.

Если он продлится квартал, риски банков вырастут, но их можно будет «спрятать» с помощью регуляторных поблажек. Если регуляторные поблажки будут действовать и после 30 сентября, реструктуризация не скажется на достаточности капитала банков, говорит Буздалин. Но, если ситуация с карантином затянется и за реструктуризацией последует череда дефолтов, это неминуемо скажется на прибыли банков.