Brent дешевле $20 и будущее цен на нефть, господдержка на 0,3% ВВП и судьба растений в покинутых офисах

Цены на нефть снова быстро падают: как долго это продлится и сколько на этом потеряет Россия

Всполошивший вчера весь мир отрицательной ценой майский фьючерс на нефть WTI уходит в историю — но цены на нефть сегодня падают только быстрее. Июньский фьючерс на баррель Brent сегодня подешевел на четверть и стоит меньше $20, а физические контракты в Европе заключаются по $13. Такая обстановка на рынке сохранится как минимум до июня, а российский бюджет за эти два месяца может недополучить 780–860 млрд рублей.

Что происходит

Аналитики сошлись в том, что вчерашние отрицательные цены на майский фьючерс WTI — неприятная, но «локальная история», связанная с играми спекулянтов на «медвежьем рынке». Но нефтяному рынку сегодня от этого лучше не стало. Сегодня и июньский фьючерс на WTI, и североморская Brent быстро падают уже без всякой привязки к истечению сроков. Июньский WTI к 20:00 мск потерял уже почти 50% и стоит $10,2, Brent упал на 26,4%, до $18,8.

На российскую нефть Urals нет ликвидных фьючерсов, а ее цена рассчитывается от эталонной цены физического контракта на европейскую североморскую нефть, которую рассчитывают агентства Argus и Platts. Эталоны торгуются дешевле фьючерса на Brent на $7–8, говорил сегодня вице-президент Argus Джеймс Гудер.

В понедельник цена стандартного контракта за баррель Urals с поставкой CIF в Роттердаме составляла $17,5 — примерно на $2 дешевле эталона Argus (North Sea Dated). В самой низкой точке, в начале апреля 2020 года, цена Urals составляла около $10.

Цены на физические североморские контракты сегодня тоже быстро падают — эталон Platts (Dated Brent) за день 21 апреля потерял почти $6 за баррель и к вечеру стоил $13,24.

Все опрошенные The Bell аналитики не ждут восстановления цен на нефть до конца второго квартала. Прогноз Argus на второй квартал — в среднем $20 за баррель North Sea Dated. В отдельные недели цена эталона будет опускаться ниже и может оказаться даже ниже $10. Цена на российскую Urals, учитывая дисконт, будет на несколько долларов ниже.

UPD: по состоянию на 23:05 мск 21 апреля контракт на продажу барреля Urals с поставкой CIF в Роттердаме торговался по $9,5.

Почему нефть падает и как долго это продлится

Непосредственная причина падения мировых цен — заполнение мировых нефтехранилищ (в том числе супертанкеров, в которых уже хранится как минимум 120 млн баррелей) на фоне обвала спроса, который опережает сокращение добычи.

Потребление нефти в мире во втором квартале 2020 года упадет на 21–22 млн баррелей, оценивал сегодня главный экономист BP в России Владимир Дребенцов на онлайн-конференции, организованной агентством Argus. Новая сделка ОПЕК+ по сравнению с предыдущим кварталом уберет с рынка только 7,1 млн баррелей в сутки (и вступит в силу только с 1 мая), закачка топлива в стратегические резервы разных стран — еще 2 млн б/с, сокращение добычи сланцевой нефти — еще до 2 млн б/c. Для ликвидации баланса спроса и предложения этого недостаточно.

Остается еще 10 млн баррелей в сутки, которые сейчас можно только заливать в нефтехранилища — но они во всем мире уже близки к заполнению, написал сегодня Bloomberg. Главный экономист Argus Дэвид Файф считает, что мировые хранилища могут быть заполнены к концу мая. Чтобы заполнить всю мировую инфраструктуру при избытке предложения 10 млн б/с, потребуется меньше месяца, оценивал Дребенцов из BP.

На рынке нефтяных фьючерсов это положение отражается так называемым «контанго» — необычной ситуацией, когда более длинные фьючерсы стоят намного дороже коротких. Например, октябрьский фьючерс на Brent стоит дороже $30 — на $12 больше, чем июньский. Это отражает переизбыток предложения: чем скорее предполагается поставка, тем сложнее найти покупателя. На практике это означает, что при сохранении конъюнктуры «передний конец» контанго — то есть цена ближайшего фьючерса — по мере приближения срока его исполнения будет резко падать. Именно это произошло 20 апреля с WTI.

Сегодняшнее падение июньских фьючерсов на WTI и Brent может быть отчасти обусловлено тем, что инвесторы не хотят повторения этого сценария и не тянут с продажей до экспирации, считает аналитик Райффайзенбанка Денис Полищук.

Сколько теряет Россия

Главный в России проигравший от падения цен — бюджет: наша налоговая система устроена так, что он является основным выгодоприобретателем при росте цен и теряет намного больше, чем частные компании, при их падении.

Теоретически падение цены на нефть на $1 за баррель стоит российскому бюджету около 130 млрд рублей в годовом выражении, объясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Бюджет на 2020 год балансировалcя при $50 за баррель Urals. Если предположить, что цены на Urals в ближайшие два месяца будут составлять $10–15 за баррель, бюджет может недополучить только за эти два месяца 780–860 млрд рублей.

Что будет с рублем

Опасности того, что рубль свалится в неуправляемую девальвацию, нет, считает руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук: доллар может колебаться в диапазоне нескольких рублей, «сползать», если ситуация будет ухудшаться, но пока ЦБ компенсирует в среднем недостаток валюты, продавая ее на рынке.

Всего с 19 марта ЦБ продал 314 млрд рублей в среднем по 13,7 млрд рублей в день — этого пока достаточно, чтобы стабилизировать рынок в трудный момент. Это намного меньше, чем в 2014 году, когда на стабилизацию курса могли направлять больше 100 млрд за день в рублевом эквиваленте.

По оценке Романчука, даже если цены на Urals надолго застрянут на уровне $10–15, средств ФНБ хватит примерно на два года, и при этом останется около 400 млрд долларов собственных золотовалютных резервов ЦБ.

ОБРАЗОВАНИЕ

Онлайн-курс от The Bell и «Русских норм!»

Экономисты предсказывают, что этот кризис станет худшим со времен Великой депрессии. Справятся те, кто сможет выжать из своего потенциала максимум. Этому учит теория открытых инноваций. The Bell и «Русские норм!» представляют онлайн-курс, который прочитает один из ее авторов — профессор Школы бизнеса имени Уолтера Хааса в Калифорнийском университете Беркли Соломон Дарвин. Публикуем его интервью. Ознакомиться с программой курса и зарегистрироваться можно здесь.

ДЕНЬГИ

0,3% ВВП, и ни в чем себе не отказываем

К прошлой неделе все уже окончательно запутались в подсчетах того, сколько российские власти готовы потратить на спасение экономики в кризис. У нас есть сразу три оценки: от Владимира Путина, министра экономики Максима Решетникова и самая свежая и подробная — от министра финансов Антона Силуанова. Силуанов оценивает сумму, которая будет направлена из бюджета на ликвидацию эпидемии и ее экономических последствий, в 2,8% ВВП (3,1 трлн), а общий объем фискальной поддержки экономики в 2020 году (с учетом компенсации падения цен на нефть) — в 6,5% ВВП. Но экономисты Альфа-банка Наталия Орлова и Анна Киюцевская подсчитали, что из всех объявленных мер на прямые меры поддержки экономики пока приходится всего 0,3% ВВП, а остальная часть антикризисного пакета — это кредитные каникулы, налоговые отсрочки и госгарантии для пострадавших отраслей экономики, которые не потребуют от государства новых немедленных расходов. 0,3% — это около 340 млрд рублей: траты, которые полностью укладываются в описанную нами концепцию «не палить резервы».

Советы от Грефа

Герман Греф дал большое интервью председателю комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрею Макарову — в нем глава Сбербанка прогнозирует пик эпидемии в России в майские праздники, не ждет от экономики быстрого отскока и советует бизнесу учиться «жить под водой», если кризис затянется надолго. В этом предпринимателям должен помочь опыт 30 лет кризисов и революций. Населению тоже стоит больше рассчитывать на свои силы, а не ждать раздачи денег, как в Европе или в США. Таких «снарядов» у нас просто нет, объяснил Греф.

ПАРТНЕРЫ THE BELL

Алгоритмы против хаоса

Вызовы, с которыми сейчас столкнулась мировая экономика, уникальны. Мы впервые в истории наблюдаем, как эпидемия драматично обрушила экономическую активность во всем мире. Ситуацию на финансовых рынках иначе как «идеальным штормом» назвать нельзя. Стратегия — ждать нормализации рыночной ситуации либо довериться профессионалам. Стратегии «Алго Капитал» показывают выдающиеся результаты в условиях наблюдаемого хаоса: стратегия «Энергия» с 1 января заработала +47,18%, в марте +19,72%, среднегодовая доходность с января 2017 +88%. Подробнее — здесь.

КОРОНАВИРУС DAILY 

Хроники карантина

Россия остается на 10-м месте по общему количеству зараженных, но на девятом месте поборовший эпидемию Китай, где случаев всего на 30 тысяч больше. На первом месте по-прежнему США, где зараженных почти 800 тысяч. Снижение числа новых зараженных в России накануне оказалось неустойчивым. Но оперативный штаб Москвы подчеркивает, что почти у половины вновь выявленных носителей заболевание проходит бессимптомно.

Главные новости о коронавирусе — в нашем ежедневном дайджесте:

  • Москвичи узнают из него, что с завтрашнего дня в городе не только начнут автоматически штрафовать водителей без пропуска на машину, но и сделают режим самоизоляции для больных ОРВИ аналогичным коронавирусному.
  • Бизнесмены могут узнать (или не узнать) себя в девелопере-миллиардере Аразе Агаларове. Он уподобил свой бизнес кораблю, а себя — капитану, который вынужден наблюдать, как этот корабль тонет. Миллиарды, которые ему насчитал Forbes, — это не больше чем оценка бизнеса в тучное время, а денег на зарплаты в апреле уже нет, говорит он.
  • Любители конспирологии не обрадуются заявлению ВОЗ о том, что коронавирус с большой вероятностью имеет животное происхождение, не модифицирован и тем более не синтезирован.
  • А сторонники рационального подхода могут прочитать про доклад Национального бюро экономических исследований США с расчетом цены спасенных самоизоляцией жизней, выраженной в ущербе для экономики.

МНЕНИЯ 

Коронавирус в Корее

Страны Азии приняли на себя первый удар COVID-19. Их опыт может быть полезен тем, кто только подбирается к пику заболеваемости. Например, в Корее сейчас регистрируют всего по несколько новых случаев в сутки. Опыт борьбы других стран с эпидемией и их экономическую политику в период пандемии изучает Российская экономическая школа (РЭШ). В новой статье для The Bell президент РЭШ Шломо Вебер рассказывает о мерах, которые приняла Южная Корея. А об опыте Германии, если пропустили, можно прочитать здесь.

ПРАКТИКА

Как спасают растения в опустевших офисах

Офисы по всему миру опустили, но в них остались растения. WSK в трогательном материале (платно, на английском) рассказывает, как во многих компаниях появились дежурные по цветам, которые специально заезжают в офис, чтобы полить все разом, четко следуя инструкциям коллег по уходу за их растениями. Если в Slack регулярно не появляется фотография с цветами из офиса, сотрудники начинают нервничать, рассказывают в медиахолдинге BuzzFeed. Журналисты The Bell разобрали офисные растения по домам. Любимый цветок, который в редакции за устойчивый рост называют «трафик», — у автора этой рассылки.

Как мы будем летать после пандемии

Авиакомпания Emirates постепенно возобновляет рейсы, но по-старому ее клиенты летать не смогут: согласно новым правилам, в самолете между пассажирами должны будут оставаться свободные места, а на борт будет допускаться минимальное количество багажа — ноутбук, дамская сумочка и детские вещи. Все бортпроводники теперь будут носить средства индивидуальной защиты. Также на неопределенное время из самолетов пропадут журналы и брошюры, ну и самое большое неудобство — пассажирам будет предписано носить маски и перчатки на протяжении всего пути от регистрации до посадки, пишет Bloomberg (платно, на английском).

ПАРТНЕРЫ THE BELL

Герои проекта «Русские норм!» о 2020 годе

Если вам уже тяжело думать про карантин и вздыхать над экономическими прогнозами, посмотрите новый выпуск совместного проекта «Русских норм!» и Chivas — «Перемены — это норм». В нем совладелец сети гипермаркетов Hoff Михаил Кучмент, сооснователь «Кухни на районе» Алексей Колесников и создатель «Чайхоны №1» Алексей Васильчук рассказывают, как их бизнес и жизнь изменились в этот кризис — и почему он не страшнее всех предыдущих.