Будущее автопрома с Vesta, три кандидата в ЕС и выбор между мостом и трубой на Восток

Будущее отечественного автопрома — это перелицованная платформа Lada Vesta, следует из заявлений чиновников. Она считается устаревшей и вряд ли подходит для электромобилей

  • О том, что «АвтоВАЗ» за три-четыре года разработает новую платформу на базе Vesta, ТАСС рассказал новый руководитель автозавода Максим Соколов. В планах локализация электроники, автоматической коробки передач, двигателя и антиблокировочной системы (ABS).
  • Накануне совещание по автопрому провел Владимир Путин, по итогам намекнувший, что российские авто должны быть не только хорошими, но и дешевыми («цены падают на металл, курс поменялся»). Ключевые ноу-хау в автопроме должны быть «конечно же, российскими», сказал президент и поручил утвердить до 1 сентября новую стратегию развития автопрома с учетом «критических технологий для обеспечения глобальной конкурентоспособности».
  • Источники «Коммерсанта» в автоконцернах предполагают, что речь об огромных инвестициях в разработку каждого элемента вроде ABS. Дело в том, что электронные блоки этих систем могут производиться в Китае, но лицензии на технологии принадлежат США или Германии (Bosch), и, таким образом, поставки попадают под санкции. Чисто китайские альтернативы (Trinova, APG) существуют, но не дешевле, а с их доступностью и совместимостью были проблемы.
  • Современная автоплатформа стоит прогрессивно дороже с каждым новым поколением. Так, устаревшая B0 (Renault Logan, Lada Largus), доступа к которой «АвтоВАЗ» лишился, обошлась Renault-Nissan в сотни миллионов евро. Для новой электрической CMF-EV затраты на разработку исчисляются миллиардами евро.
  • С уходом Renault из России Vesta осталась единственной доступной «АвтоВАЗу» относительно современной разработкой — она уходит корнями в начало 2000-х. Шасси получилось удачным по ходовым качествам, однако его модернизационный потенциал ограничен: доработка до современных требований «нецелесообразна ввиду отсутствия эффекта масштабирования даже в среднесрочной перспективе», — говорил представитель завода еще в прошлом году. До «спецоперации» Renault планировал перевести Lada Vesta на свою платформу CMF-B.
  • Отдельный вопрос — основные агрегаты: единственная «автоматическая» связка мотор-вариатор для Vesta чисто импортная и отныне недоступна, а в сомнительных достоинств коробке-«роботе» с одним сцеплением импортный исполнительный механизм (ZF).
  • Эксперты «Коммерсанта» говорят, что новую платформу целесообразно проектировать под новые силовые агрегаты, но еще лучше — сразу под электротягу, чтобы сократить разрыв в компетенциях. Правда, в этом случае непонятно, зачем вообще связываться с Vesta, чисто «автомобильной» уже по силовой структуре кузова. Для возрожденного «Москвича», например, присматривают китайскую электроплатформу.

Что мне с этого?

Похоже, что импортозамещение в российском автопроме пойдет путем дорогих лобовых замен и «китаизации» даже на флагманском «АвтоВАЗе».

Символично, что в день совещания Путина с автоотраслью в России начались продажи упрощенной Lada Granta, платформа которой восходит еще к истинно отечественной Kalina. Седан без кондиционера, подушки безопасности водителя, ABS, системы ЭРА-ГЛОНАСС, преднатяжителей ремней безопасности и иммобилайзера, с базовым мотором 90 л.с. и «механикой» стоит 678 300 рублей. Существующая Vesta должна вернуться на конвейер только в 2023 году — и, вероятно, тоже в упрощенном виде.

Три кандидата в ЕС

По информации Bloomberg, Еврокомиссия сегодня рекомендует статус кандидатов в Евросоюз трем странам: Украине (которую накануне в Киеве поддержали сразу четыре лидера ЕС), Молдавии и Грузии. Это по-прежнему не гарантирует одобрения заявок на уровне лидеров стран ЕС на следующей неделе: против минимум Дания и Нидерланды. Однако блокировать решение — по меньшей мере по Украине — им будет сложнее с учетом поддержки Германии, Франции и Италии, замечает агентство.

Кандидатство в ЕС — важный, но скорее символический шаг, поскольку реальное вступление способно растянуться на десятилетия и быть обставлено многочисленными условиями. Причем важнее всего оно сейчас не для Украины, а для Грузии, в которой негативный отзыв (или вероятные жесткие условия) могут спровоцировать внутриполитический кризис.

Немецкие СМИ тем временем пишут, что лидеры ЕС в Киеве просили президента Украины Владимира Зеленского возобновить переговоры с Россией.

Мост или труба?

Предпоследний день ПМЭФ начался с традиционного завтрака «Сбера» под управлением Германа Грефа, тема — «Российская экономика: как построить мост в будущее».

Греф констатировал, что не помнит ситуации, когда «валюта в России никому не нужна, банки вводят отрицательные комиссии». Тем не менее под санкционным ударом большая часть экономики, а вместо «моста» в России уже реализуется сценарий «труба на Восток». Если ничего не делать, Россия будет возвращаться к уровню 2021 года 10 лет, считает президент главного госбанка.

Далее тон дискуссии задал депутат Андрей Макаров, сказавший, что если подходить к модернизации как к упрощению (как с пресловутой Granta), Россия «неминуемо скатится в деградацию», а «если строить мост будут те же, кто занимался импортозамещением, лучше уж труба». «Если мы будем строить не мост, а трубу, тогда нам будет труба», — резюмировал Макарова Греф, но депутат шутку не поддержал: «говорить об этом вслух необязательно, даже вам».

Мимоходом Греф сказал, что экспортеры уже могут рассчитываться юанями (такие расчеты госбанк остановил неделю назад). Пресс-служба Сбербанка это пока не подтверждала.

Что еще произошло

  • Санкционный банк ВТБ, которому заблокировали приложение, запустит полнофункциональный банковский бот в Telegram. Аналог работает у Альфа-банка, и похоже, что этот канал будет становиться все популярнее.
  • Российская «дочка» Google подала заявление о банкротстве. Компания после ареста банковских счетов за неудаление запрещенного контента (в том числе на YouTube) приостановила большинство коммерческих операций в России.
  • На мировых рынках акций продолжается падение после повышения ставки ФРС. Индекс Nasdaq откатился к уровню сентября 2020 года.