Что будет после открытия Суэца, погиб Петр Келлнер, рынок ждет волны от сброса на $20 млрд и нужно ли возвращаться в офис

Последствия недельной блокировки Суэцкого канала будут ощущаться месяцами, а то и годами

Гигантский контейнеровоз Ever Given, заблокировавший Суэц, утром удалось минимум частично снять с грунта. Даже если канал заработает сегодня, разбираться с последствиями придется долго.

  • Рано утром в понедельник, 29 марта, Ever Given удалось сдвинуть с грунта, сообщил логистический оператор Inchcape Shipping. Bloomberg уточняет, что перед этим судно пытались сдвинуть десятью буксирами, размыв и вычерпав 27 тысяч кубометров песка под носовой частью.
  • WSJ узнала у участника работ, что подвижка небольшая — порядка 20 метров — но это заметный прогресс. Управляющая компания канала заявила, что разворот судна завершен на 80%.
  • На съемках очевидцев видно, что контейнеровоз развернули вдоль берега, но его носовая часть продолжает сильно выступать из воды, то есть снять судно удалось только частично. Далее его предполагается отбуксировать в район Большого Горького озера посреди канала, чтобы оно не мешало судоходству, и возобновить навигацию.
  • На новости о подвижке майские фьючерсы на нефть WTI упали на 1,7%, под отметку $60 за баррель, на нефть Brent — на 2,1% к $63.
  • Еще в воскресенье президент Египта распорядился начать подготовку к разгрузке контейнеровоза. Этот вариант мог занять порядка недель.

Что дальше

Ответа на главный вопрос — когда восстановится работа канала — нет по-прежнему. Впрочем, источники РИА «Новости» рассчитывают на возобновление навигации в ближайшие часы. Пробка на входах в канал в любом случае не рассосется еще несколько дней: сейчас очереди на проход ждут около 350 судов, нормальная максимальная пропускная способность канала — 106 судов в сутки.

  • «Того, что случилось, уже не отменить, — цитирует агентство руководителя аналитической компании SeaIntelligence Consulting Ларса Йенсена. — Задержки и смена маршрутов окажут “эффект домино” на судоходство и свободные мощности, последствия которого будут сказываться несколько месяцев». Во сколько все это обойдется мировой экономике, посчитать пока невозможно, но речь идет о десятках миллиардов долларов.
  • Морских перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей и страховщиков теперь ждет вал разбирательств об ответственности. Авария Ever Given не будет признана форс-мажором, предупреждал «Коммерсант», а в случае, если будут выявлены признаки грубой неосторожности со стороны экипажа контейнеровоза, страховщики вправе отказать в выплате возмещения в полном объеме. Если канал откроют скоро, проиграют те компании, что перенаправили суда вокруг Африки, а не предпочли ждать. В любом случае страховки судна (ее оценивают в $140–200 млн) на покрытие исков не хватит.
  • Авария — повод задуматься о пределах гонки габаритов морских судов, писала Financial Times. В погоне за снижением издержек в расчете на контейнерную единицу гигантские контейнеровозы типа Ever Given оказались слишком велики для Суэца чисто гидродинамически, объяснял эксперт издания. По его версии, из-за нелинейных эффектов близости берега экипаж в принципе не мог парировать эффект бокового ветра, а авария не могла не произойти.
  • Не исключен идеологический сдвиг в современной логистике, считает руководитель контейнерной линии Moller-Maersk Сорен Скоу. Предприятия будут отходить от «голых» поставок just-in-time и диверсифицировать источники поставок, не гонясь за тем, чтобы выжать «последние пять центов» на себестоимости, ожидает он. Из-за последствий транспортного кризиса ставки контейнерного фрахта в ближайшие месяцы вырастут еще больше, ожидает Скоу.
  • Наконец, авария снизит политическую стабильность Египта: расширение Суэцкого канала с соответствующими расходами на $8,5 млрд было одним из главных пунктов экономической программы президента страны Абдель Фаттаха ас-Сиси, пишет WSJ. Доходы от канала ($5,6 млрд в 2020 году) — это всего 2% египетского ВВП, но они составляют значительную часть валютных поступлений.

Что мне с этого?

Авария Ever Given высветила тонкие места мировой экономики, и это далеко не только сам узкий и мелкий Суэц. Хорошо, что она по крайней мере обошлась без жертв и экологического ущерба.

ДЕНЬГИ

Рынок ждет последствий сброса

Трейдеры приклеились к терминалам в ожидании сегодняшнего старта продаж в США, пишет Bloomberg. Причина — «залповый сброс» акций китайских IT-гигантов и американских медиаконгломератов в пятницу на сумму порядка $20 млрд (мы писали об этом здесь). Акции продавали Morgan Stanley и Goldman Sachs из портфеля хедж-фонда Archegos Capital Management, причина — наступление маржин-колла. Потери Archegos могут достичь $2 млрд, а его распродажа — увеличить и без того высокую волатильность на рынках в конце квартала.

Рынки принуждают к кассам

ФНС решила прикрыть неконтролируемый оборот наличных на рынках, пишет РБК. Сейчас в правилах есть возможность  работать без контрольно-кассовой техники на розничных рынках (например, если это овощной прилавок на крытом рынке), но ей злоупотребляют и хозяева рынков, и арендаторы, пишет налоговая в обосновании. Перечень исключений сократят, контроль и ответственность ужесточат, как именно — пока непонятно. Речь о рынках типа московского «Садовода» — вот наш спецпроект о том, как работает оборот «грязных финансов».

ПОТЕРЯ

Разбился бывший владелец «Эльдорадо»

Самый богатый человек Чехии, владелец банка Home Credit и основатель много инвестировавшей в Россию (а потом свернувшей проекты) PPF Group 56-летний Петр Келлнер погиб в авиакатастрофе на Аляске в ходе вертолетного тура. Всего на борту погибли пять человек. Состояние Келлнера Forbes оценивает в $17,5 млрд. В России Келлнер известен тем, что в конце 2000-х PPF владела 80% сети «Эльдорадо», а также долями в «Ингосстрахе», «Полиметалле», Номос-банке, девелоперскими активами и сельхозземлями. Компания Келлнера никогда не была пассивным миноритарием — стоит лишь вспомнить акционерный конфликт с «Базэлом» в «Полиметалле». Сейчас PPF остается в российской недвижимости.

ПРАКТИКА

Возвращаться ли в офис?

Только 11% работодателей ожидают, что все их сотрудники вернутся в офис в долгосрочной перспективе, следует из недавнего опроса американских компаний Conference Board. Треть говорят, что большая часть их сотрудников продолжат работать удаленно. Это значит, что сотрудникам предстоит нелегкий выбор, когда начальство спросит их, в каком режиме они хотят работать сами, пишет WSJ. Удаленным работникам может быть труднее продвигаться по службе — исследования показывают, что их карьерный рост идет на 50% медленнее, чем у офисных коллег: постоянное пребывание в офисе создает иллюзию постоянной работы в глазах начальства. Если работа предполагает взаимодействие с коллегами и работу в группе, выйти в офис точно стоит. Наблюдения показывают, что со временем у членов команды в офисе развивается разное отношение к тем, кто «внутри группы» (в офисе) и вне нее — от последних могут скрывать рабочую информацию и плести интриги. Зато руководству низшего звена есть смысл оставаться дома — на «удаленке» сложнее придираться к работе и портить отношения с подчиненными.

Ревность к Zoom-друзьям

В редакцию The Guardian пришло необычное письмо — читательница жалуется, что ее парень во время пандемии стал проводить слишком много времени в Zoom-конференциях с друзьями, коллегами и знакомыми. Она просит редакцию посоветовать, как отучить партнера пропадать в интернете. Однако The Guardian девушку не поддержал. По словам колумниста газеты, во время 2020 года интернет превратился в важный инструмент связи с нужными людьми, что помогает справляться со стрессом и перестраиваться в новые реалии. Вместо того чтобы лишать человека такой поддержки, девушке самой нужно найти дополнительный источник энергии и эмоций — например, те же самые Zoom-собрания с людьми по интересам. Еще один совет журналиста — не спихивать проблему отсутствия партнера (и ваших переживаний в связи с этим) на пандемию — время пройдет, бесконечные разговоры в Zoom и WhatsApp уйдут, зато наступит время реальных встреч в барах и офисах. Подробнее читайте здесь.