Экс-демограф Росстата рассказал Bloomberg об оценке реальной смертности от коронавируса в России

Уволенный летом из Росстата демограф Алексей Ракша, который еще весной критиковал официальную статистику коронавируса, заявил Bloomberg, что данные о смертях от пандемии недостоверны и их нужно умножать на три. По словам демографа, реальная статистика смертности от коронавируса в России может быть самой высокой в Европе.

Как пишет Bloomberg, последние доступные официальные данные показывают, что в период с апреля по август в России умерло почти 46 000 человек, заболевших коронавирусом, что более чем вдвое превышает сумму цифр, которые публикуются оперштабом ежедневно. По расчетам Ракши, реальная избыточная смертность за этот период составляет около 115 000 человек, что в пропорции к численности населения страны ставит Россию рядом с Испанией и Великобританией — европейскими странами с самым высоким уровнем смертности от COVID-19.

На большое расхождение официальных цифр смертей от коронавируса с общей избыточной смертностью обращали внимание и другие эксперты, в том числе из ВОЗ. Отчасти проблема в том, что данные об общем количестве смертей Росстат обобщает с большой задержкой в один месяц и каждый раз почему-то публикует их в пятницу вечером, отмечает Bloomberg.

Данные об общем количестве смертей собираются в Росстате ежедневно, но сначала они в виде засекреченных отчетов уходят в правительство, утверждает Ракша. Представитель Росстата ответил на это, что агентство не публикует ежедневные цифры, потому что не хочет вносить путаницу, представляя сырые, непроверенные данные.

Тем временем избыточная смертность в России вскоре может стать самой высокой в Европе, считает Ракша. По последним данным Росстата, число умерших в апреле—августе россиян с COVID-19 достигло 45 663. Из них только у 58% коронавирусная инфекция была названа основной причиной смерти.

Избыточная смертность во время пандемии снизит среднюю продолжительность жизни в России примерно на год, до 72,3 года, говорит Ракша. Это сделает еще недостижимее национальную цель, поставленную Владимиром Путиным, по увеличению средней продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году.

  • Низкая смертность в России от COVID-19 давно привлекает внимание демографов и вызывает споры о том, насколько она достоверна. По состоянию на 20 октября Россия занимает четвертое место в мире по числу общих случаев зараженных и только 13-е — по числу смертей. Весной ряд западных изданий (Financial Times, The New York Times) разобрались, как считаются смерти от коронавируса в России, и пришли к выводу, что статистика специально занижается. Например, FT подсчитала, что общее число смертей от COVID-19 в России на деле выше на 72%.
  • Публикации в FT и The New York Times вызвали бурю возмущения российских чиновников и официальных СМИ. МИД потребовал от газет официального опровержения и одновременно пожаловался на них в ООН, ЮНЕСКО и ОБСЕ. В Госдуме потребовали лишить FT и NYT аккредитаций в России. В государственных СМИ иностранных журналистов заклеймили как русофобов и «прямых наследников нацистов».
  • В сентябре глава Роспотребнадзора Анна Попова указала, что по уровню летальности от коронавируса (учитывает не абсолютные цифры умерших, а показатель, рассчитываемый к общему числу населения) Россия занимает 106-е место в мире: уровень летальности в России составляет 1,7%, а в мире — 3,2%.