Глобальный НАТО, Renault снова «Москвич», неминуемый отказ от российской нефти

«Неделя НАТО», открывшаяся встречей министров иностранных дел G7 (плюс Украина и Молдавия) и продолжившаяся встречей глав МИД стран-членов альянса в Берлине, увенчалась решением Швеции и Финляндии подать заявки на членство

Парламент Финляндии рассмотрит вопрос сегодня, а официально заявка будет подана в среду. Примерно на такой же график рассчитывает Швеция. Правящая социал-демократическая партия последней заявила, что откажется от постоянных баз НАТО и размещения ядерного оружия на территории страны. Официальной информации, что так же поступит Финляндия, нет, но это не исключено.

Общее настроение участников встречи хорошо передал министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто: в том, что десятилетиями соблюдавшие нейтралитет страны присоединились к военному блоку, виновата сама Россия. «Трудно вообразить больший сдвиг в области безопасности, чем нападение нашего соседа на страну с 40-миллионным населением с целью насильственной смены власти, — сказал министр. — Это значит, что европейская система безопасности с ОБСЕ не работает и не смогла предотвратить войну».

Как реагировала Россия

Вступление Финляндии и Швеции в НАТО станет ошибкой с далеко идущими последствиями, заявил в понедельник замглавы МИД России Рябков. По его словам, Россия не смирится с новым статус-кво, но реакция Москвы будет зависеть от конкретных шагов Стокгольма и Хельсинки.

Ошибкой счел отказ Финляндии от нейтралитета и Владимир Путин, говоривший на минувшей неделе с президентом Финляндии Саули Ниинистё. Дмитрий Песков охарактеризовал вступление двух стран в НАТО как «безусловную угрозу», но с самого начала дал понять, что не считает ее «экзистенциальной» — то есть влекущей применение ядерного оружия. Западные наблюдатели отмечают, что рассуждения о тактических ядерных ударах по базам НАТО в Скандинавии остаются прерогативой российского ТВ.

Что получает НАТО

Вероятно, сравнительно сдержанная официальная реакция России связана с тем, что Финляндия и Швеция и так фактически были «членами НАТО без клубной карточки», как выразилась министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок.

Со вступлением двух скандинавских стран НАТО удваивает протяженность сухопутной границы с Россией, но взамен получает две современные, мобильные и хорошо интегрированные армии, замечает Bloomberg. А Россия остается единственной страной вне альянса с доступом к Балтийскому морю.

Сильная сторона Финляндии — хорошо отработанная система подготовки резервистов, позволяющая мобилизовать 280 тысяч человек. У Швеции небольшие, но хорошо подготовленные ВВС, а также современный флот с малозаметными корветами и пятью малошумными подводными лодками.

Что дальше

Процесс одобрения заявки на вступление в НАТО состоит из семи этапов от подачи до депонирования соглашения о членстве в Госдепартаменте США, самый долгий из них — ратификация всеми тридцатью парламентами стран-членов. Он может занять месяцы, но альянс уже пообещал Финляндии и Швеции защиту на промежуточный период.

Единственное серьезное препятствие на этом пути — позиция Турции: президент страны Реджеп Эрдоган на минувшей неделе назвал скандинавские страны (а особенно Швецию) «гостевым домом для террористических организаций» — членов запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК). Впрочем, в Берлине министр иностранных дел страны Мевлют Чавушоглу выразил приверженность принципу «открытых дверей» альянса, и стало ясно, что Турцию устроит выгодный для нее компромисс. В понедельник Швеция решила послать туда согласительную делегацию.

В долгосрочной перспективе заметно важнее сдвиг интересов НАТО не просто на Восток, а на Дальний Восток, замечает «Коммерсант». Он будет оформлен на саммите альянса в Мадриде в конце июня в виде обновленной стратегии. «Защищая евроатлантическую безопасность, нам также необходимо обращать внимание на безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе», — заявила министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс. Эти слова не оставил без внимания Сергей Лавров, прозрачно намекнувший, что готовиться к противостоянию с НАТО должен Китай: «следующая линия обороны будет сдвинута, как я понимаю, где-то в район Южно-Китайского моря».

Renault снова «Москвич»

Судьба российских активов группы Renault определилась — как и ожидалось, они переходят в госсобственность. 68% в «АвтоВАЗе» получит НАМИ, завод «Рено Россия» — власти Москвы. Выпуск автомобилей Lada продолжится, а вот автомобилей Renault (Logan и Sandero) — скорее всего, нет. У Renault останется опцион на обратный выкуп в течение 6 лет. Судя по всему, это та самая «сделка за рубль», о которой еще в апреле говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Мэр столицы Сергей Собянин с утра объявил, что на московском «Рено» (остановленном еще в марте) снова будут делать автомобили «Москвич» — в партнерстве с «Камазом». На какой именно платформе, градоначальник не уточнил, но сначала это будут автомобили, а потом и электромобили. К московскому заводу обратный выкуп не относится.

Что еще

  • Германия откажется от российской нефти до конца года независимо от санкций ЕС — ее доля в потреблении ФРГ уже сейчас снизилась до 12% с 35% до начала «спецоперации».
  • Фронтальная распродажа на глобальных рынках худшая с 2008 года — она уже стерла $11 трлн капитализации. Глобальные банки и инвестфонды считают, что до дна еще далеко.
  • Российский ритейл Reebok получил турецкий холдинг FLO Retailing. Более 100 магазинов в текущей ситуации могли достаться новому владельцу дешево — в сумме за 500 млн рублей.
  • «Роснефть» традиционно для себя внесла в правительство предложение о потолке роста цен независимых поставщиков — на этот раз металла. Компания хочет, чтобы цены росли не больше чем на 4% в год, а заодно экспортных пошлин на железную руду, сталь и лом. Поводом недовольства госкомпании стал рост цен на спецтехнику, но металлурги считают, что «Роснефть» ищет виноватых не там.
  • Ситуация с импортными тестами на аллергии продемонстрировала пределы «гуманитарных» исключений из санкций. Американская Thermo Fisher Scientific прекратила поставки в Россию самых популярных молекулярных тестов, способных резко улучшить качество жизни аллергиков, запасов осталось на месяцы работы.