HeadHunter решился на IPO в США: история компании, которая за 11 лет подорожала в 11 раз

Рекрутинговая компания HeadHunter рассчитывает получить оценку в $675 млн при IPO на Nasdaq. Это первое размещение российской компании за рубежом с 2017 года. С 2007 года, когда в HeadHunter инвестировали Алишер Усманов и Юрий Мильнер, стоимость компании выросла в 11 раз.

Сделка. HeadHunter планирует разместить на Nasdaq 32% капитала в виде американских депозитарных акций, каждая из которых соответствует одной обыкновенной акции, говорится в проспекте. Сумма сделки может превысить $253 млн (если размещение пройдет по верхней границе диапазона — в $550–675 млн за всю компанию). Эти деньги получат владельцы HeadHunter — фонды Highworld Investments (подразделение «Эльбрус капитал», у него 59,99% акций) и ELQ Investors VIII (инвестиционное подразделение Goldman Sachs Group, у него 40%).

  • Организаторы IPO — Morgan Stanley, Goldman Sachs, Credit Suisse, VTB Capital, BofA Merril Lynch и Sberbank CIB — получат 30-дневный опцион на покупку 5%.
  • Компания планирует провести IPO в мае. Road show пройдет с 26 апреля по 7 мая.
  • HeadHunter заявил о намерении выйти на биржу еще в декабре 2017 года. Весной 2018 года компания готовилась к размещению, но в апреле США ужесточили санкции и сделку пришлось отложить.

История. У HeadHunter — интересная история. Компания была создана в 2000 году бизнесменом Михаилом Фролкиным и тогда называлась National Job Club.

Фролкин в недавнем интервью «Русским норм!» рассказывал, что решил заняться своим бизнесом просто потому, что нужны были деньги, скопировав все базовые правила у компании по подбору персонала «Анкор», в которой он тогда работал. «Она была внутри очень логично выстроена. Мало что зависело от ежедневных решений основателей, а были правила. В этом смысле «Анкор» был легко копируемым бизнесом.  Когда я уходил, я просто скопировал эти правила», — признавался он. Под правилами имелось в виду все — начиная от того, сколько процентов должен получать рекрутер.

https://www.youtube.com/watch?v=5YdABVM4xe8

На момент создания компании Фролкину было 25 лет. Для старта проекта он «прошелся по тем клиентам», которые его знали, а первый заказ получил лично от Михаила Фридмана — предоплаты от него хватило на запуск бизнеса, хотя исполнить заказ Фролкин так и не смог.

Цитата: «Ой, там была целая история. У меня был очень красивый первый заказ. Мне лично Михаил Фридман дал заказ на поиск председателя правления «Альфа-банка» и заплатил предоплату.  Он позвонил в «Анкор», попросил рекрутера, я к нему приехал, кого-то я ему нашел, уже не помню, а потом он ко мне пришел уже вот с этим. А я как раз уволился из «Анкора», взял с него предоплату и на предоплату Фридмана сделал свою компанию. Самое ужасное, что его заказ я не выполнил. А предоплату взял». Но на отношениях это не сказалось — впоследствии Фролкин, по его словам, еще много работал на «Альфу».

Главным инвестором стартапа стала в итоге Digital Sky Technologies Юрия Мильнера и Алишера Усманова (теперь — Mail.Ru Group): в 2007 году они приобрели первые 24,5% акций HeadHunter за $15 млн, а к 2012-му — довели свою долю до 100%, потратив на это еще порядка $49 млн. В 2016 году Mail.Ru Group продала сервис за 10 млрд рублей фонду прямых инвестиций «Эльбрус капитал».

Как рос HeadHunter. Сейчас HeadHunter — лидер российского рынка подбора персонала, а по всему миру сервис входит в топ-3 самых популярных рекрутинговых сайтов. К концу 2018 года аудитория сервиса выросла до 20 млн уникальных пользователей. Оценка компании с 2007 года к моменту IPO выросла примерно в 11 раз — при первой сделке с DST HeadHunter был оценен в $61,2 млн, при размещении его стоимость может превысить $670 млн.

  • В прошлом году выручка компании выросла на 29%, до 6,1 млрд рублей, чистая прибыль — почти в 2 раза, до 1 млрд рублей, а скорректированный показатель EBITDA составил 2,8 млрд рублей.
  • В будущем HeadHunter планирует расширять свое присутствие на российском рынке за счет небольших городов и покупки конкурентов. По прогнозам Talantech, к 2025 году объем рынка может вырасти с нынешних 10 млрд (оценка J’son & Partners) до 24,5 млрд рублей.

Почему это важно. Это первое IPO российской компании за рубежом с 2017 года. В прошлом году банкиры и консультанты не советовали российским клиентам оставаться за рубежом из-за санкционных рисков и активно работали над программами обратного выкупа и делистинга с международных бирж. И многие советам последовали: например, с Лондонской биржи ушла компания «Мегафон» (впрочем, ее мотивы до конца непонятны).

Узнать больше. Михаил Фролкин после продажи HeadHunter неожиданно стал ведущим игроком вьетнамского интернета — о том, как это вышло, можно прочитать здесь.