Критика российского бюджета, замедление Китая, триллион автодилеров и опасности магнитной рыбалки

Скромный по мировым меркам рост экономики на 3%, который правительство закладывает в бюджет, взять неоткуда, предупредила Счетная палата

Счетная палата (СП) под руководством Алексея Кудрина не видит, за счет чего российская экономика выйдет на 3% роста в 2022–2024 годах, следует из опубликованного сегодня заключения госаудиторов на проект федерального бюджета. О главном в бюджетном прогнозе Минэкономразвития The Bell рассказывал здесь, и экономисты сразу же указали на его излишний оптимизм. Но теперь тот же вывод обосновала СП.

  • Рост ВВП не обеспечивают инвестиции в основной капитал. В прогноз заложен их рост на 4,8% в 2022 году и больше 5% в 2023–2024 годах. Но за последние 10 лет «прирост российского ВВП не превышал 2,8% в год (в 2018 году), несмотря на рост инвестиций в основной капитал около 5% в год (в 2017 и 2018 годах)», — указывает СП. К тому же правительство ничего не говорит о механизмах привлечения внутренних инвестресурсов и иностранных инвестиций. Нет в документе и информации о том, каким образом планируется инвестировать средства ФНБ сверх 7% ВВП в 2022 году.
  • Медленнее прогнозного ВВП будет расти промпроизводство: на 3,3% в 2022 году, на 2,4% в 2023 году и на 2,2% в 2024 году. «Динамика инвестиций в основной капитал, показателей роста промышленного производства и инвестиционного импорта рассогласованы», — замечает СП.
  • Не обеспечит прогнозного роста ВВП второй по значимости фактор — потребительский спрос. Правительство предполагает, что доходы населения будут быстрее восстанавливаться по тем статьям, где сильнее упали в 2020 году, — это доходы от собственности и предпринимательской деятельности. Но их мало чисто структурно (10,7% в 2024 году), указывают госаудиторы.
  • Де-факто правительство рассчитывает на разгон экономики за счет потребительского кредитования, закладывая рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2022–2024 годах ниже роста оборота розничной торговли (2,4–2,5% против 2,8–2,9%), констатирует СП. Рост за счет быстрого падения склонности населения к сбережению маловероятен по опыту кризиса 2015 года, пишут аудиторы.
  • Отдельно СП отмечает, что 3% роста ВВП в прогнозе Минэкономразвития является целевым (а не прогнозным) показателем, а кризисный вариант слишком близок к базовому и «не отражает варианты развития ситуации в случае резкого ухудшения внешних и внутренних условий». Кроме того, ​​обязательным условием выхода на целевые темпы роста экономики является исполнение всех госпрограмм, нацпроектов и стратегических инициатив в полном объеме, что создает риски недостижения прогнозируемых темпов роста ВВП, заключает СП.
  • Представитель Минэкономразвития возразил Forbes, что прогноз министерства достаточно обоснован. Доходы населения будут расти за счет роста зарплат при стабильной безработице и за счет соцвыплат. А доля доходов от предпринимательской деятельности — за счет мер поддержки бизнеса.
  • В правительстве между тем считают, что едва достаточно и 3% роста. «Низкие темпы роста не позволяют решать социальные задачи, поэтому нужно обеспечить устойчивое развитие с достаточно приемлемыми, высокими темпами <...>, это 3–4%. 3% хотя бы!» — сказал в вышедшем сегодня интервью «Коммерсанту» первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Что мне с этого?

СП пишет, что если прирост российского ВВП после 2024 года опустится ниже 3%, а рост мирового ВВП будет выше, указ президента Путина о национальных целях развития до 2030 года (в части роста ВВП больше среднемирового) исполнен не будет. Но для бизнеса оптимистичный применительно к реальному сектору прогноз — скорее хорошо: есть надежда, что сильно ужесточать бюджетную и налоговую политику не будут.

ПАРТНЕРЫ THE BELL

Тобольск на взлете

В ближайшие пять лет Сибирь рассчитывает удвоить поток туристов — к 2025 году сюда должны приезжать минимум 10 млн человек. Это важно для развития всего малого и среднего бизнеса в регионах: одно рабочее место в сфере туризма — это до пяти рабочих мест в смежных отраслях. Как новый аэропорт в Тобольске, построенный на условиях партнерства правительством Тюменской области и «Сибуром», подтолкнет развитие туризма во всей Сибири? Рассказываем в партнерском материале The Bell.

ДЕНЬГИ

Китай немного замедлился

К вопросу о сравнении экономик: в Китае ВВП (в годовом выражении) в третьем квартале вырос на 4,9%, и это в целом плохая новость. Во-первых, это ниже консенсус-прогноза Bloomberg (5,0%) и WSJ (5,1%). Во-вторых, в предыдущем квартале было 7,9%, а в поквартальном сравнении рост достиг всего 0,2% (во втором квартале — 1,3%). Замедление ожидалось из-за высокой базы прошлого года, но сюрпризом оказалось быстрое влияние на экономику кризиса с Evergrande (и сектора девелопмента в целом), а также энергокризиса. В том, что цель роста по году (выше 6%) в КНР будет выполнена, сомнений по-прежнему нет.

Автодилеры вышли за триллион

Главными бенефициарами кризиса на авторынке стали автодилеры, подтвердила статистика сектора. Выручка пятидесяти крупнейших российских продавцов автомобилей (занимающих половину рынка) за первое полугодие 2021 года выросла в 2,5 раза, до 1,2 трлн рублей, причем продажи в штуках росли заметно медленнее выручки. По итогам шести месяцев 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России почти достигла 1,9 млн рублей (+12,5% год к году). Но эксперты связывают рекорд не только с ростом цены дефицитных новых авто, но и с ростом продаж дорожающих опережающими темпами авто с пробегом и «накрутками» дилеров на дополнительном оборудовании. «В условиях дефицита клиенты готовы покупать автомобили при любом ценообразовании», — цитирует Forbes главреда «АвтоБизнесРевю» Евгения Еськова.

WSJ наносит контрольный удар

Искусственный интеллект, на который Facebook рассчитывает в борьбе с распространением ненависти на своей платформе, в целом не справляется с задачей. Об этом пишет The Wall Street Journal, продолжая скандальную серию публикаций, и так грозящую соцсети большими проблемами (о ней мы рассказывали здесь). Суть новых обвинений — в том, что компания, зная, что алгоритмы пропускают большую часть расистских и иных проблемных высказываний, тем не менее урезала «живое» модерирование и «надувала» показатели эффективности фильтров для публики. Выяснилось, что их эффективность измеряется единицами процентов и вряд ли может быть доведена до 20% в среднесрочной перспективе. Одна из проблем — в том, что в сложных формализованных правилах отсечения нежелательного контента Facebook путаются даже люди.

ПРАКТИКА

Опасность и польза магнитной рыбалки

Во время пандемии популярным в мире стало необычное развлечение — магнитная рыбалка, причем не в виде настольной игры. Люди закидывают мощные магниты на веревке в городские реки и водоемы, вытаскивают разнообразные предметы, от велосипедов до сейфов, и выкладывают процесс (и улов) в соцсети. Магнитные рыбаки хвастаются, что приносят пользу, очищая водоемы от мусора. Городские власти в Европе считают иначе: берлинские муниципальщики жалуются, что они оставляют весь мусор на набережных, а убирать его тяжело из-за веса металлического «улова». Кроме того, это просто опасно — были случаи, когда магниты притягивали боеприпасы времен Второй мировой войны и оружие. Среди плюсов — случайные археологические находки. Например, немецкие магнитные рыболовы Нильс Ланге и Тобиас Шиллер, снимающие рыбалки для Youtube, недавно вытащили из городского канала старинный прусский меч. Подробнее — на WSJ.

«Кальмар» берет дешевизной

Южнокорейский сериал «Игра в кальмара», ставший главным хитом Netflix, принесет сервису около $900 млн, написал Bloomberg со ссылкой на внутренние документы компании. Предположительно огромная прибыль сервиса от сериала связана не только с популярностью последнего (компания заявляла, что людей, посмотревших южнокорейский сериал, больше 110 млн), но и с его низкой себестоимостью. Согласно документам Netflix, производство одной серии обошлось примерно в $2,4 млн: для сравнения, одна серия «Короны» стоила около $13 млн, а эпизод сериала «Очень странные дела» — $12 млн. По прогнозам Bloomberg, успех «Игры в кальмара» порадует инвесторов Netflix и вернет им энтузиазм — на протяжении большей части года котировки компании падали.