Милитаризованный оптимизм на Петербургском форуме, как заработать на Тейлор Свифт и налоговая реформа для айтишников

Фонд Росконгресс

Петербургский экономический форум прошел с «полным ощущением старых добрых времен, когда мы дружили со всем миром и ждали инвесторов», поделился впечатлениями с The Bell один из участников. Милитаризованная экономика на резком подъеме, прибыль компаний растет, бизнес преисполнен оптимизма. Но мировые лидеры и CEO крупных компаний на ПМЭФ давно не приезжают, и на этот раз Владимиру Путину пришлось хвастаться экономическими достижениями перед президентами Боливии и Зимбабве, а также делегацией талибов.

Экономический бум

Один из любимых тезисов Путина — российская экономика даже выиграла от санкций. Некоторая доля правды в этом есть. Санкции изолировали российскую экономику от большинства внешних шоков, и это некоторым образом укрепило ее. В итоге мы видим парадоксальную ситуацию, когда, несмотря на войну и постоянно ужесточающиеся санкции, экономика растет, а бизнес и люди демонстрируют уверенность. Индикатор бизнес-климата Банка России в конце мая обновил максимум за 12 лет. Инвестиционная активность отечественного бизнеса показала по итогам первого квартала 2024 года исторический максимум. Компании готовы вкладывать в расширение производства. Это говорит о растущем оптимизме, несмотря на двузначную ключевую ставку, идущую войну и санкционную неопределенность.

В первом квартале российский ВВП вырос на 5,4% (с поправкой на дополнительный день в високосном феврале — на 4,5–4,8%). Это выше, чем в четвертом квартале 2023 года. Апрельские оперативные и опросные данные несколько скромнее, но указывают на продолжение роста экономики как в части потребления домохозяйств, так и в части инвестиционной активности.

По всем параметрам российская экономика переживает бум, в основе которого можно выделить три существенных фактора:

  1. Открывшиеся рыночные ниши из-за ухода зарубежных компаний с российского рынка и потребности экономики в импортозамещении

По подсчетам Киевской школы экономики, с начала войны в Украине более 1600 транснациональных компаний приостановили свою деятельность или покинули Россию. По-настоящему ушедшими, то есть ликвидированными или проданными, можно считать лишь 666 компаний, говорится в недавнем докладе «Место уходящих иностранных компаний в экономике отраслей и регионов России». В 2022 году реально ушедших компаний было 223. Рост 2023 года вызван длинными сроками закрытия фирмы или ее перехода к новым собственникам.

Наиболее пострадавшими оказались сфера услуг и обрабатывающей промышленности. В лидерах по понесенному ущербу — автомобилестроение, а также производство потребительских, промышленных и инвестиционных товаров и услуг. Ощутимый урон понесли также финансовая и страховая отрасли, научная и техническая деятельность, торговля и авторемонт.

Уход иностранцев открыл возможности в этих секторах для российских компаний. Например, в первом квартале 2024 года прибыль компаний страхового и финансового сектора выросла в 2,3 раза; в сфере туризма — в 52 раза; строительства — в 41 раз. «Налоги на бизнес при этом довольно невысокие, если сравнить с другими странами, — замечает в разговоре с The Bell CEO одной сервисной компании, оказывающей финансовые услуги. — И люди, и деньги заперты внутри страны, и это сильно подталкивает вверх внутренний спрос. Импортозамещение дает много ниш и сфер, и я знаю людей, которые на этом очень и очень хорошо сейчас живут».

  1. Повышенный внутренний спрос, в основе которого масштабный фискальный и кредитный импульсы

Одним из главных факторов экономического роста в первом квартале 2024 года стали бюджетные расходы, которые к тому же шли с опережением привычного сезонного графика. Дополнительный спрос со стороны государства передавался населению и бизнесу через госзакупки, бюджетные трансферты и выплаты домохозяйствам. Эти же процессы подстегнули кредитование, в том числе в результате улучшения финансового положения заемщиков: зарплаты в марте выросли на 21,6% год к году в номинальном выражении и на 12,9% в реальном.

Рост кредитования в первом квартале удвоился, несмотря на двузначную ставку ЦБ. Выдача розничных кредитов выросла на 3,7% к предыдущему кварталу. Увеличивается автокредитование: средний размер автокредита за 2023 год вырос с 1,2 до 1,4 млн рублей. Это сопоставимо с ростом цен на автомобили: российские за год подорожали на 24%, иностранные — на 11%. Кроме того, появился новый класс заемщиков: люди с высокими доходами предпочитают откладывать заработанное на депозиты (этому способствуют ставки от 17%), а финансировать текущее потребление через кредиты. «Те, кто вчера был некредитоспособным, становятся кредитоспособными, и они начинают брать больше кредитов несмотря на то, что ставки по кредитам достаточно высоки», — пояснял глава крупнейшего в стране банка, «Сбера», Герман Греф.

Корпоративный портфель также продолжил расти (+1,9% в апреле и +1,8% в марте), отчитывался Банк России: больше всего кредитов получили застройщики в рамках проектного финансирования строительства жилья, а также транспортные и ИТ-компании. Промышленность, особенно занятая в выполнении госзаказа и гособоронзаказа, получает кредиты по 5–6% под залог продукции при субсидировании государством ставки. Мощности экономики загружены на 84% — это очень много. Но рост выпуска упирается в рынок труда: безработица в апреле обновила очередной исторический минимум — 2,6%. Таким образом, повышенный спрос продолжает транслироваться в рост зарплат и инфляцию.

  1. Для бизнеса фактически закрыты возможности вывода денег из России. В этом виноваты ограничения, введенные как Западом, так и российскими регуляторами

Отключение российской банковской системы от SWIFT, ужесточенный комплаенс в отношении денег российского происхождения, заморозки счетов и другие сложности вынуждают и бизнес, и так называемых «хайнетов» («high net worth individuals») искать возможности для «парковки» денег в России.

По итогам 2023 года число россиян с капиталом выше 100 млн рублей выросло на 50%, или в полтора раза, а их совокупный капитал показал рекордный рост — на 62%, подсчитало на прошлой неделе авторитетное агентство Frank RG. На «хайнетов» приходится порядка 23% совокупного финансового капитала России. «Наиболее значимым драйвером роста финансового капитала клиентов HNWI в РФ стал приток „новых денег”, что обусловлено главным образом сокращением оттока капитала из России», — сказала проектный директор Premium & Private Banking Frank RG Любовь Прокопова.

Объем трансграничных переводов в 2023 году упал на 35%, до 2,9 трлн рублей, подсчитывал Банк России. Картина в 2022 году после начала войны была кардинально другой — капитал состоятельных россиян резко сократился — более чем на 20%, до 10,9 трлн рублей. Это было вызвано бегством капитала из страны, обвалом фондового рынка и уходом капитала в неликвидные формы: золото, недвижимость, текущий или новый бизнес. Однако затем постепенно стали вводиться ограничения в отношении денег российского происхождения, выросли комиссии за SWIFT-переводы; частные средства стали попадать под усиленные проверки и комплаенс; многие банки в ЕС просто отказываются работать с россиянами вне зависимости от наличия у них ВНЖ и их отношения к войне. Все это способствует тому, что средства остаются в России и в конечном счете начинают работать внутри экономики.

Что мне с этого?

Впечатляющие цифры экономического роста поддерживаются комбинацией трех факторов: государственными расходами, увеличением кредитования и закрытием возможностей для вывода капитала. Возросшие процентные ставки ограничивают спрос на рыночные кредиты, но намного медленнее, чем в доковидный период, из-за разросшегося сектора кредитов с господдержкой. Финансовые ограничения мешают перегревающейся российской экономике выпускать денежный пар, запирая деньги внутри страны. В итоге и государственный, и частный спрос поддерживают милитаризованную экономику России и оптимизм бизнеса.

У этой проблемы есть также и важное политическое последствие: война с Украиной, или, как ее называют российские власти, «специальная военная операция», у экономически активных людей будет ассоциироваться с временем возможностей и повышенных прибылей, а не с санкциями, репрессиями и насилием.

Авторы статьи приглашенный научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA), экономический аналитик Александр Коляндр и научный сотрудник Берлинского центра Карнеги Александра Прокопенко.

СИГНАЛЫ

Что еще было на ПМЭФ

На ПМЭФ необязательно было даже ездить, ощущение дежавю преследовало наблюдателей и на расстоянии. Все главные темы обсуждались на форуме и год, и пять лет назад — разве что к правовому беспределу, отсутствию институтов и произвольно растущей налоговой нагрузке, которую принято называть «донастройкой», добавилась тема национализации.

  • На главной экономической сессии обсуждали цели экономического развития на ближайшие шесть лет.
  • На завтраке у Германа Грефа рассуждали о ненадежных и «примитивных» причинах роста российской экономики.
  • На специальной сессии по налогам глава РСПП Александр Шохин безуспешно пытался выбить из министров обещание сделать налоговый вычет автоматическим, а не в формате отбора подходящих проектов.
  • Путин, в полном соответствии с законами жанра, раздавал социальные обещания и ядерные угрозы. В части последних все ожидали многого от пятничной пленарной сессии, модератором которой был назначен пропагандист идеи превентивных ядерных ударов Сергей Караганов. Но на сессии Путин выступил довольно нейтрально — видимо, само назначение Караганова было намеком, чтобы все испугались, или просто типичной шуткой в стиле Путина.

ИНВЕСТИЦИИ

Как заработать на Тейлор Свифт

Прошлый год стал переломным для музыкальной индустрии благодаря первому в истории повышению цен глобальными стриминговыми сервисами, обновлению устаревших принципов выплат роялти и внедрению искусственного интеллекта в музыкальную индустрию. Аналитик рассылки «Bell.Инвестиции» Анастасия Долгова рассказывает, какие изменения происходят в отрасли и какие три компании могут выиграть от ее роста.

ТЕХНОЛОГИИ

Налоговая реформа для айтишников

Последние четыре года российская IT-отрасль пользовалась масштабными налоговыми льготами, которые правительство вводило для того, чтобы удержать бизнес и специалистов в стране. Но на третий год войны чиновники решили, что преференции для отрасли пора начинать сворачивать. В последнем выпуске технорассылки рассказываем, как Кремль принял это решение и каких последствий опасаются в отрасли.

ИНТЕРВЬЮ

Как сооснователь Skillbox строит бизнес в Латинской Америке

Герой нового выпуска шоу «Это Осетинская» — предприниматель Андрей Анищенко, который заработал на первом экзите больше миллиона долларов уже в 25 лет. Свой самый известный проект — платформу с онлайн-курсами Skillbox — Анищенко вместе с кофаундерами запустил в 2016 году. Продав свою долю в компании перед началом ковида, Андрей вместе с директором известной Британской школы дизайна собрали новый бизнес — онлайн-курсы для рынка Латинской Америки. За первый год с запуска выручка компании выросла с нуля до $1 млн, причем 70% пришлось на курс интерьерного дизайна (привет, пандемия). Елизавета Осетинская (признана иноагентом) поговорила с Андреем Анищенко об особенностях бизнеса в Латинской Америке, об амбициях фаундера, о ядерной зиме онлайна, а также о «красных» паспортах в Британии, образовании будущего и социальных лифтах.