Наказание за свободные средства, новый хозяин «Калашникова», суть дела Merlion и близкий проигрыш Трампа

ВШЭ предложила поднять подоходный налог для самых богатых и наказывать предприятия за неинвестированные средства

Развитие президентской идеи о повышении налогового бремени в кризис — пока для богатых — не заставило себя долго ждать. Ставка подоходного налога в 20–24% уже содержится в отзыве ВШЭ на проект трехлетнего федерального бюджета.

  • Главный посыл отзыва в том, что Минэкономразвития заложило в бюджетный прогноз не консервативный, а оптимистический макроэкономический сценарий (почти стабильный рубль и рост экономики на 3% в год). ВШЭ уверена, что достигнуть таких параметров невозможно без больших усилий по многим направлениям, включая поощрение инвестиций.
  • Налоговики могут заблокировать «бегство национального капитала и вывод денег российскими юридическими и физическими лицами из российской юрисдикции», констатирует ВШЭ. Это позволит повысить налоговое бремя на неинвестируемые высокие личные доходы и на неинвестируемые свободные средства корпораций.
  • «Речь идет о 20–24%-ном уровне подоходного налога для доходов физических лиц свыше 12 и 24 млн рублей в год и о возвращении к 24% или даже о 30%-ной ставке налога на прибыль [сейчас 20%] в сочетании с установлением эффективного инвестиционного вычета», — написано в отзыве.
  • Идея ВШЭ — очевидное развитие анонсированного президентом Путиным еще весной повышения НДФЛ с 13% до 15% для доходов россиян свыше суммы 5 млн рублей в год с 2021 года. Однако Минфин отрицает, что сейчас прорабатываются другие варианты, пишет РБК.
  • Экономисты видят в происходящем «тренировку» на небольшой группе граждан для повышения НДФЛ и/или снижения планки доходов для применения повышенной ставки, отмечает издание. Повышение НДФЛ для самых богатых в любом случае не будет эффективным: они получают большую часть доходов от дивидендов. Владельцам зарубежных активов Россия к тому же сделала подарок в виде фиксированного налога в 5 млн рублей в год.
  • Предложение наказывать повышенной ставкой за неинвестированный доход без гарантий привлекательности инвестиций — это фактически штраф, сказал изданию партнер КПМГ Донат Подниек. «Стимулирование “кнутом” может сработать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе эффективным не станет», — уверен эксперт.
  • ВШЭ считает «принуждение к инвестициям» оправданным в условиях кризиса, когда предприятия, в основном крупные, просто держат деньги на счетах на черный день. Повышение налогов на неинвестируемые средства в сочетании с эффективным инвестиционным вычетом могло бы подтолкнуть компании вкладываться и в основной бизнес, и в сопряженные отрасли, сказал РБК замдиректора центра развития ВШЭ Валерий Миронов.
  • По данным ЦБ, на 1 октября российские компании накопили на корпоративных счетах и банковских депозитах 31,8 трлн рублей, что на 3 трлн рублей больше, чем год назад. Сколько из этих средств относить к неинвестируемым и по каким критериям, непонятно. Общий объем временно свободных средств госкорпораций Счетная палата оценивала меньше чем в 200 млрд рублей.

Что дальше

Предложение ВШЭ хорошо укладывается в логику правительственной программы «мобилизации доходов» на 1,8 трлн рублей — то есть новых налогов, о которых The Bell подробно рассказывал здесь. Пока в списке для граждан, кроме повышения НДФЛ до 15%, подоходный налог на процентный доход по депозитам или облигациям на сумму свыше 1 млн рублей и рост налогов на дивиденды и проценты с 0–5% до 15% для владельцев офшоров. Компании ждет пересмотр налога на дополнительный доход (НДД), на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и повышение табачных акцизов.

Что мне с этого?

Возникшая в поле дискуссий еще одна повышенная ставка подтверждает: однажды нарушенный общественный договор, который действовал 20 «путинских» лет плоской шкалы налогообложения, уже не вернется. Повышение налогов в кризис выглядит странно, если добиваться роста внутреннего спроса, но логично, если пытаться запустить экономику инвестициями.

ДЕНЬГИ

«Калашников» сменил владельца

Новым владельцем (по крайней мере, формальным) ведущего производителя стрелкового оружия в России концерна «Калашников» оказался бывший замминистра транспорта Алан Лушников. Свой пакет в 75% плюс одна акция «сдал» ставший еще в 2018 году замминистра обороны Алексей Криворучко. Очевидный конфликт интересов решался так долго из-за сложного и многопрофильного характера специфического актива, отягощенного к тому же долгами в 5 с лишним EBITDA и потенциальными санкциями. Сделка была денежной, ее сумма не должна была превысить миллиард рублей, а скорее была значительно меньше, пишет «Коммерсант». УК «Перспектива» Лушникова уже управляет активами в ОПК.

И Лушников, и бывший сотрудник «Рособоронэкспорта», а затем гендиректор компании «Аэроэкспресс» Криворучко никогда не были крупными бизнесменами. До 2017 года частными акционерами «Калашникова» вместе с Криворучко были его старшие партнеры — миллиардеры Искандар Махмудов и Андрей Бокарев. Но в ноябре 2017 года, через несколько дней после того, как «Калашников» попал в очередной санкционный список, Махмудов и Бокарев объявили о продаже своего пакета Криворучко.

Merlion атаковали через Донбасс

Теперь понятно, почему в интернете нет следов поджога и убийства, фигурирующего в деле совладельцев Merlion, одного из крупнейших оптовых поставщиков электроники. Как выяснил «Коммерсант», все дело основано на явке с повинной в ФСБ некоего участника боевых действий в Донбассе. Якобы один из фигурантов в 2015 году заплатил ему и его напарнику за поджог дома одного из бизнесменов, работавшего в той же компании, бутылками с зажигательной смесью. Дом в итоге не сгорел, бизнесмен не пострадал, а напарник главного свидетеля скончался. Источники издания не исключают, что пребывание обвиняемых под стражей затянется на 18 месяцев, у компании возникнут проблемы, а потом и сменятся акционеры.

ВЫБОРЫ В США

Трамп медленно проигрывает

Утро пятницы (по московскому времени) не принесло перелома: мучительно медленный ночной подсчет «почтовых» голосов в ключевых Джорджии и Пенсильвании сократил отрыв Дональда Трампа от Джо Байдена до 1200 и 18 тысяч голосов соответственно. Это значит, что Джорджия способна принести действующему президенту самое обидное поражение (подробно о сложившемся раскладе мы писали здесь). Трамп тем временем провел срочную пресс-конференцию в Белом доме, обвинив противников в подтасовке результатов. Ее трансляцию прервали несколько главных телеканалов США из-за «ложных и бездоказательных утверждений». Журналисты не стеснялись в выражениях: Андерсон Купер из CNN сравнил Трампа с «тучной черепахой, которая оказалась на спине и бьется под палящим солнцем в попытке перевернуться, осознавая, что ее время подошло к концу». Важнее, что от Трампа стали отворачиваться соратники: его давний приверженец экс-губернатор Нью-Джерси Крис Кристи назвал слова Трампа «конфронтацией без доказательств», о подрыве основ демократии президентом заявили другие видные республиканцы.

ПРАКТИКА

Как отговорить престарелых от встречи с семьей

Бабушки и дедушки в особой опасности из-за пандемии, поэтому схему совместных семейных праздников стоит пересмотреть. Но как объяснить старшим, что они увидят детей и внуков только по Zoom? Самый большой просчет — использовать одни рациональные аргументы, считает Vice: любое торжество — это эмоции, а не логика, как бы это вам ни претило. Начните убеждение с перечисления случаев, когда семейный отдых превратился в трагедию, но даже не заводите этот разговор, если у вас нет альтернатив. Подробно их продумайте — вплоть до распределения ролей в дистанционном праздновании и логистики. Поймите, как заинтересовать большую семью новым планом. Учтите, что кто-то из родственников может не представлять, как праздновать безопасно, или принципиально не носить маски и не соблюдать социальную дистанцию. Если вы не уверены в своих силах, действуйте через старших родственников родителей или социально продвинутых членов семьи. Не забудьте привлечь к обсуждению самих бабушек и дедушек — они не беспомощные старики, а взрослые люди, способные принимать решения.

Интерес уступил зарплате

Интересные проекты и задачи на работе отступили на второй план во время пандемии. Главным критерием выбора вакансии стала зарплата, показывает опрос рекрутинговой компании Hays и карьерного сервиса «Хабр карьера». Из 1129 менеджеров по подбору персонала и 1766 профессионалов 76% в первую очередь смотрят на денежное вознаграждение, а 66% вообще не рассматривают предложения с зарплатой ниже рыночной. Сменить работу сотрудники в основном готовы только ради большего заработка. Причем социальные выплаты и льготы в пандемию позволяют только удерживать работников, а не находить новых. Лишь 38% опрошенных сочли их важным фактором при поиске работы.