Ответят все: как налоговики заставили бизнес погашать долги

Год назад в России вступили в силу новые правила по привлечению к субсидиарной ответственности по долгам компаний. Налоговики считают, что новый механизм работает: с тех пор, как по долгам компаний начали отвечать непосредственные бенефициары и менеджмент, число исков к ним растет. Теперь бизнес опасается идти в процедуру банкротства и старается рассчитываться с контрагентами, не доводя дело до суда, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя ФНС. С начала года должники самостоятельно погасили долги на сумму более 20 млрд рублей.

Детали

  • С лета 2017 года в России заработал новый порядок привлечения к субсидиарной ответственности по долгам компаний – перечень людей, которых можно признать контролирующими лицами, расширился (взыскать долги бизнеса теперь можно с фактического руководителя, с финансового директора и главного бухгалтера). Кроме того, были четко описаны ситуации, когда можно привлечь к субсидиарной ответственности — например, при заключении навредивших кредиторам сделок.
  • По данным ФНС, с начала года должники, чтобы не входить в банкротство, самостоятельно погасили более 20 млрд рублей. При этом за весь 2017 года бюджет получил более 35 млрд рублей, а до введения новых правил, в 2015 и 2016 годах — 8 и 25,3 млрд рублей соответственно.
  • Также резко выросло число исков по таким делам — только во II квартале суды удовлетворили 381 жалобу на 37,3 млрд рублей, число и сумма в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Еще 3 млрд должники заплатили в рамках мировых соглашений с ФНС — в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2017 года (всего за прошлый год — 4,2 млрд). Рекорд был побит и по числу поданных кредиторами (в основном — банками) заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности — 1291 исков за II квартал 2018 года. Сама ФНС подала меньше 30 таких заявлений, говорит представитель ведомства.
  • От новых правил выигрывают в первую очередь банки и Агентство по страхованию вкладов — возможностей для привлечения к ответственности стало больше, заявил «Ведомостям» арбитражный управляющий Кирилл Ноготков. При этом в будущем суды будут привлекать к субсидиарной ответственности все чаще, что угрожает главной цели банкротства — дать возможность предпринимателю попробовать сделать бизнес снова, указывает партнер BGP Litigation Сергей Лисин.
  • На практике в качестве ответчиков нередко выступают люди, не участвующие в принятии решений, уточняет партнер «Пепеляев групп» Юлия Литовцева. По ее словам, защититься в таких процессах сложно — ФНС может возбудить уголовное дело о причинении ущерба бюджету.

Что мне с этого?

Если вы обладаете правом подписи, владеете или руководите компанией в России, обязательно изучите поправки в закон о банкротстве, касающиеся субсидиарной ответственности – как раз их Владимир Путин утвердил год назад. А вот интервью замглавы ФНС Сергея Аркелова на эту же тему.