Прощание Mercedes с заводом, «Уралсиб» берет портфель Ситибанка, Китай скупает российское золото

Сборочное производство Mercedes-Benz в России почти продано российскому автодилеру, но делать оно будет, скорее всего, китайские машины

О том, что открытый в 2019 году (с большой торжественностью) завод Mercedes-Benz в подмосковных Вешках практически продан, узнал «Коммерсант».

  • Покупатель почти точно кто-то из крупнейших российских автодилеров. Несколько источников газеты уверенно называют основанный Андреем Костиным «Автодом», который сейчас контролирует гендиректор Андрей Ольховский. Во всяком случае, административное здание компании в Вешках продается, подтвердили источники на рынке недвижимости.
  • Российский офис Mercedes-Benz сообщил, что компания «рассматривает различные варианты ведения бизнеса в России», «Автодом» от комментариев отказался. Впрочем, еще в июле дилер говорил, что рассчитывает на дисконт при выходе в новые сегменты.
  • О том, что «Автодом» предметно интересуется промсборкой, в прошлом году говорил сам Ольховский, но без деталей. «Коммерсант» считает, что речь тогда шла о сборке электромобилей, вероятнее всего, китайских. У компании даже есть профильный опыт: экстремальные колесные вездеходы «Шаман» — pet project Костина.
  • В министерстве инвестиций Московской области сообщили, что находятся в тесном контакте с Mercedes и «вопрос дальнейшей судьбы завода обсуждается».

Что дальше

Завод в Вешках — современное производство полного цикла с 1000 работников, за которое долго боролась Московская область. Его стоимость оценивалась в 300 млн евро. Заключая специнвестконтракт, Mercedes-Benz рассчитывал на налоговые льготы и госконтракты в долгой перспективе, но конец этим планам положили военные действия на Украине и санкции, остановившие производство.

Mercedes-Benz (оценивший потери легкового бизнеса в России в январе—июне в 658 млн евро) свои инвестиции в завод гарантированно не отбил. Поэтому не исключено, что в контракте будет опция обратного выкупа.

Дальнейший выпуск автомобилей Mercedes на заводе исключен, но актив может быть интересен локализующимся в России китайским концернам, сказали изданию эксперты авторынка. Тем более что число освоенных и свободных от санкций российских площадок ограничено — китайская Chery как раз по этой причине отказалась от сборки на УАЗе «Соллерса».

Что мне с этого?

Судьба подмосковной площадки Mercedes хорошо иллюстрирует опыт иностранного автопрома в России. В 2019 году завод открыл лично Владимир Путин, но уже через три года он продается со скидкой не совсем профильной, но зато неподсанкционной компании под сборку авто из Китая, а инвестор списывает убытки.

ПОДДЕРЖИТЕ THE BELL

Дорогие читатели!

Уже три месяца мы продолжаем работу благодаря вам. Спасибо!

Ваша поддержка позволила нам продолжить выпускать все шесть рассылок The Bell и сохранить большую часть редакции. Самым динамичным стал наш телеграм-канал, с конца февраля его аудитория выросла на 65%.

Сейчас мы сосредоточились на том, чтобы рассказывать о последствиях войны. Во-первых, мы считаем важным, чтобы вы принимали решения, исходя из реальной картины. Во-вторых, в честном информировании о том, во сколько война обойдется экономике, мы видим свой вклад в то, чтобы она наконец закончилась.

Стать «амбассадорами» The Bell согласились самые известные российские экономисты и профессионалы в других областях. Для нас очень важна их поддержка, а для вас это означает, что их мнения и комментарии вы теперь будете находить на нашем сайте и в рассылках регулярно.

Мы сможем продолжать работу и планировать будущее, если вы, наши читатели, решите поддерживать нас на регулярной основе. Оформить платеж и помочь The Bell можно здесь. Спасибо!

ДЕНЬГИ

«Уралсиб» берет портфель Ситибанка

На розничный кредитный портфель Citigroup, накануне объявившей о сворачивании бизнеса в России после неудачи с его продажей, претендует банк «Уралсиб», узнал РБК. Распродажа активов по частям не противоречит президентскому указу, который прямо запрещает продажу банковских «дочек» владельцами из недружественных стран, и не требует согласования с правительственной комиссией.

Розничный портфель кредитов Ситибанка не так велик (46 млрд рублей) и составляет всего четверть суммарного, но выглядит осмысленной покупкой со всех сторон. Приобретение приблизит «Уралсиб» к топ-10 по розничному кредитованию (сейчас на 14-м месте), разбавит портфель потенциального покупателя карточными кредитами и принесет (предположительно) более состоятельных клиентов. Удержать последних в принципе возможно: «Уралсиб» не под санкциями. Это же обстоятельство позволит ему требовать от Citigroup дополнительный дисконт.

Золото пошло в Китай

В июле экспорт российского золота в Китай вырос почти на порядок (в 8,6 раза) к июню — до $108,8 млн, а к июлю прошлого года — в 50 раз. Это прямое следствие запрета на экспорт российского золота в Европу. Большую его часть — на $15 млрд в прошлом году — всегда закупала Великобритания, но из-за «спецоперации» этот рынок полностью утрачен, и китайский его пока заменить не способен.

Впрочем, из-за закрытия в России большей части статистики установить сводную картину сложно. Не исключено, что Китай даже не главное новое направление для экспорта российского золота — в претендентах на лидерство, например, ОАЭ. Дисконт к биржевой цене может достигать 20–30%, говорят эксперты рынка.

Что еще произошло

  • Владислав Мангутов, один из трех основателей «Мерлиона» («Ситилинк» и другие бренды), владевших компанией в равных долях, передал долю партнеру Алексею Абрамову. Пока доля, которую оценивают в 40 млрд рублей, не оплачена и находится в залоге. По данным источников, Мангутов перестал видеть перспективы дистрибьюторского бизнеса после ухода с рынка основных производителей электроники. В 2020 году всех трех основателей арестовали по делу о покушении на убийство, но выпустили в связи с отсутствием состава преступления. Вспомнить 30-летнюю историю одной из крупнейших IT-компаний России можно здесь.
  • JPMorgan, исключивший Россию из всех долговых индексов, обсуждает с инвестфондами добавление в индекс GBI-EM Global Diversified индийского госдолга, номинированного в рупиях, пишет Financial Times. Включение в индекс даст обязательствам пятой экономики мира на $270 млрд пассивный доступ на международные рынки (которого лишилась Россия) и обещает приток примерно $30 млрд.
  • Миллиардер Алексей Мордашов ищет способы смягчить санкции против его компаний и рассматривает варианты реструктуризации владения, пишет The Wall Street Journal. Один из них — «сдача» долей в «Северстали» и Nordgold на время действия санкций. Половину получит офшорный траст под доверительным управлением, половину — фонд, который станет направлять прибыль в адрес ООН. В свое время вывести UC Rusal из-под санкций, сдав контроль, удалось Олегу Дерипаске, но сейчас перспективы Мордашова туманны, учитывая, что схема потребует одобрения США, отмечает газета.
  • Энергетический кризис в Европе влияет не только на самые энергоемкие отрасли, но и на связанные с ними. Как написал Bloomberg, Carlsberg, занимающий 20% рынка пива в Польше, готовится сократить или вовсе остановить производство, котировки компании упали на 2,6%. Причина — дефицит жидкой углекислоты, являющейся побочным продуктом получения азотных удобрений из природного газа.