Прослушку сделают полезнее спецслужбам, митинги запрещают почти везде, мост в Китай и задержание Митволя

На пятый год действия «закона Яровой» о сборе и хранении интернет-трафика россиян власти озаботились реальной полезностью этих данных. Их формат изменится, что может потребовать новых затрат

Производителям оборудования «прослушки» СОРМ, которое стоит на сетях российских операторов связи в соответствии с вступившим в силу в 2018 году «законом Яровой», придется доработать его под новый приказ Минцифры, узнал «Коммерсант».

  • Изменения сводятся к выделению и хранению трафика пользователей по четырем категориям: действия в браузере, обращения к доменным именам, действия в кабинетах пользователя и, наконец, записи звонков через интернет. Связанные с записями геоданные должны включать координаты устройства либо IP-адрес и порт точки доступа сети WiFi.
  • Новый приказ похож на признание того, что собираемый трафик, который оператор обязан хранить 30 дней, оказался почти бесполезным для анализа спецслужбами. Об этом отрасль предупреждала с самого начала: почти вся собираемая «сплошняком» информация будет либо ненужной (общедоступный легальный контент, который можно было бы хранить в виде ссылок), либо лежать в базах мертвым грузом (хорошо зашифрованный обмен мессенджеров типа WhatsApp).
  • Тем не менее требования «закона Яровой» вынудили операторов тратить дополнительно десятки миллиардов рублей в год (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» оценивали затраты в 40–50 млрд рублей за пятилетку каждая). Хотя Минцифры утверждает, что новый приказ потребует только перенастройки оборудования СОРМ, это не совсем так: в нем есть пункт о гарантированной скорости доступа к данным, что может потребовать расширения каналов и дополнительных закупок.
  • Оборудование СОРМ в России производят несколько компаний, но главная из них — холдинг «Цитадель». В начале года от него (в составе "Икс-холдинга") избавилась группа USM Алишера Усманова.
  • Несмотря на антикризисные льготы для операторов (вроде моратория на ежегодное повышение емкости хранения на 15%), требования к самой установке СОРМ только ужесточаются: Минцифры только что предложило ввести оборотный штраф для операторов за отсутствие оборудования. То, что «закон Яровой» остается обременительным для отрасли, подтверждает хотя бы сегодняшняя публикация «Ведомостей» о популярном способе его обхода с помощью закупок трафика через интернет-кооперативы.

Что мне с этого?

Во-первых, любые дополнительные затраты операторов будут быстро перенесены на пользователей, особенно с учетом введенных в этом году антисанкционных послаблений. Сама ФСБ еще в 2018 году оценивала рост тарифов из-за «закона Яровой» в 10%. Во-вторых, повышение полезности данных «прослушки» в условиях «спецоперации» вряд ли сможет приветствовать любой заботящийся о защите личных данных гражданин.

ПАРТНЕРЫ THE BELL

Как взламывают бизнес и что с этим делать

На российские организации в январе—мае 2022 года совершено в 3,8 раза больше атак, чем за тот же период 2021 года, подсчитала «Лаборатория Касперского». Большая часть кибератак — массовые, например, DDoS, но около 20% приходится на тщательно спланированные целевые атаки, и доля таких атак только растет. Российский бизнес оказался уязвимее для хакерских атак: софт, который многие компании использовали для защиты, теперь в стране не работает. За последние два с половиной месяца из страны ушла существенная часть глобальных игроков рынка кибербезопасности.

Как злоумышленники взламывают ваш бизнес, сколько вам это может стоить и что с этим можно сделать прямо сейчас — в материале The Bell и «Лаборатории Касперского».

Иноагентов отстраняют от протестов

Физлиц-иноагентов могут ждать новые поражения в конституционных правах — им хотят запретить проводить акции протеста, а заодно участвовать в госзакупках и образовательной деятельности. Одновременно сами протестные акции могут запретить практически везде — в списке предложенных ограничений не только территории органов публичной власти, вокзалы, аэропорты, религиозные сооружения и многое другое, но и «иные места», если запрет будет «обусловлен» историческими, культурными или «иными объективными особенностями субъекта РФ».

Похоже, что нововведение видится инициаторам из Госдумы и Совфеда простой заменой универсального «коронавирусного» повода для отказа в митингах. Однако изменения вносятся в федеральный закон «О митингах» и таким образом затрагивают всех россиян (а не только иноагентов), что позволяет надеяться на вмешательство Конституционного суда.

Что еще произошло

  • Украина близка к получению рекомендации Еврокомиссии для получения статуса кандидата на вступление в ЕС, однако некоторые члены (Нидерланды и Дания) возражают против этого из-за несоответствия Украины критериям союза по демократическим институтам и экономике, пишет Bloomberg. С учетом решительной поддержки Украины Польшей и странами Балтии для страны могут ввести особый статус «условного кандидата». Так или иначе, рекомендация — самое начало пути в ЕС, который у последней вступившей в него страны — намного более близкой к Европе Хорватии — занял 10 лет.
  • Япония ограничит экспорт в Россию чувствительного промышленного и транспортного оборудования, в том числе бульдозеров и станков.
  • В Благовещенске наконец открыт автомобильный мост в Китай через Амур, законченный еще в самый разгар пандемии и обошедшийся российской стороне в 14 млрд рублей. Проект концессионный, поэтому проезд одного грузовика стоит 8700 рублей, а снижения стоимости можно ожидать только после того, как мост окупится.
  • Бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь задержан ФСБ в аэропорту Внуково при попытке вылететь в Дубай, узнал РБК. Митволь арестован красноярским судом по подозрению в хищении 900 млн рублей, сообщило РИА «Новости». Вероятно, речь о строительстве метро в Красноярске, проектом которого занималась компания экс-чиновника.