Россия выползет из кризиса, Китай без цели по ВВП и как пандемия изменит города

Восстановление российской экономики будет происходить медленно, следует из прогноза Минэкономразвития. Альтернативные прогнозы не исключают рецидивов кризиса.

Минэкономразвития опубликовало бюджетный макропрогноз на 2020–2023 годы, в котором учтен нерабочий апрель и содержится оценка восстановления экономики. Из него следует, что спад экономики будет не таким глубоким, но восстановление — медленным.

  • Спад ВВП во втором квартале не превысит 9,5%, а по итогам года составит 5%.
  • Восстановление экономики начнется с IV квартала 2020 года, предкризисный уровень будет достигнут в первом полугодии 2022 года.
  • В 2021 году ВВП вырастет на 2,8%, в 2022–2023 годах — на 3% и 3,1% соответственно.
  • Среднегодовая цена на нефть Urals заложена в $31,1 за баррель в 2020 году, $35,4 и $42,2 в 2021 и 2022 годах. Соответствующий курс доллара — 72,6 рубля, 74,7 рубля и 73,3 рубля за доллар соответственно.
  • Инфляция на весь период прогноза останется на целевом уровне около 4%.
  • Реальные располагаемые доходы населения во втором квартале упадут на 6%, по итогам текущего года сократятся на 3,8% и не восстановятся в следующем (+2,8%). Зарплата в 2020 году сократится на 3,9% в реальном выражении, в 2021 году будет восстановительный рост на 3,1%, но потом она не будет расти быстрее 2,5% в год.
  • Безработица по итогам года вырастет на 1,1 млн человек и вернется к предкризисным уровням (4,6 млн человек) только в 2023 году.

На что обратить внимание

Прогноз Минэка очень оптимистичен в части зарплат и занятости — вероятно, министерство ждет эффекта от «принудительного» сохранения рабочих мест и кредитов на зарплату. В целом же он не выбивается из числа других прогнозов, официальных и экспертных, пишут «Ведомости».

Заложенная в документ цена нефти ниже текущей цены отсечения по бюджетному правилу ($42,4 за баррель в 2020 году, ежегодно индексируется на 2%). Это предполагает продажи валюты из ФНБ и рост бюджетных заимствований не менее чем на 1,5 трлн рублей (сейчас 4 трлн рублей ОФЗ на 2020 год), отмечает «Коммерсант».

В прогноз заложены три пакета антикризисных мер, но не план восстановления экономики, который правительство пока не представило. Апрельские показатели динамики промышленности, заложенные в прогноз, даже хуже данных Росстата (падение на 6,6%).

Что дальше

Май для российской промышленности будет не хуже либо ненамного (на 1–1,5 п.п.) хуже апреля, прогнозируют эксперты «Коммерсанта». Этому будет способствовать постепенное снятие ограничений и то, что в эпицентре пандемии — Москве — не так много промышленных предприятий. Но большинство из них не ждут V-образного восстановления даже в промышленности, в первую очередь из-за снижения внешнего спроса.

Российскую экономику в целом ждет восстановление в виде «найковской» галочки с хвостом, растянувшимся на полтора года, следует из прогноза Минэка. А реальная картина может быть сложнее и еще менее радужной.

Траектории восстановления экономики России посвящено вышедшее сегодня исследование Boston Consulting Group (BCG). Оно исходит из волнообразного ослабления и усиления ограничительных мер, которое будет соответствовать волнам эпидемии до появления вакцины в 2021 году. Сценарий «тяни-толкая» приведет к падению российского ВВП на 7‒10%, а экономике придется перейти к «контролируемому риску» — открываться и закрываться в зависимости от числа заболевших.

Что мне с этого?

Коронакризис в экономике хотелось бы считать аналогом гриппа у человека — умеренно тяжелое течение и быстрое выздоровление, но реальность все больше выглядит как изматывающая болезнь с неровным течением типа возвратной малярии. Эксперты BCG советуют учиться жить и работать в таком режиме.

BELL CLUB

Выход из карантина: как мы будем жить и работать после эпидемии

В скором времени многие ограничения будут сняты, и мы вернемся к привычной рабочей жизни. Но будет ли она такой же, как и раньше? Кого вернуть в офис, а кого можно оставить работать в удаленном режиме? Как мотивировать истощенную после самоизоляции команду? Сегодня как никогда для повышения эффективности компании люди должны сосредоточиться на проектировании будущего. Как перестроиться из антикризисного режима в режим роста?

Наши гости:

  • Илья Красильщик, генеральный директор «Яндекс.Лавка»
  • Максим Валецкий, председатель совета директоров компании Mr. Doors
  • Олег Подгорный, генеральный директор ГК «Шоколадница»
  • Александр Тынянских, консультант Института Адизеса

Время проведения: 27 мая в 19:00. Регистрация — здесь.

ДЕНЬГИ

Промышленность упала по-разному

Умеренный апрельский спад промышленности (на 6,6% по Росстату) скрывает большие секторальные различия: есть группы, в которых промпроизводство обвалилось в пять раз, пишет Forbes. Это в первую очередь производство самых чувствительных к доходам населения потребительских товаров: легковых автомобилей, бытовой техники, мебели, ювелирных изделий. Зато на ажиотажном спросе выросли пищевая промышленность (производство гречневой крупы и мясных консервов — в полтора раза), производство медикаментов и медицинских товаров — на 13,5% в годовом выражении. Особенность нынешнего кризиса — падение выпуска автомобильного бензина на целых 20% из-за снижения спроса.

Авиация избежала половинной загрузки

Грозившей катастрофой всей отрасли нормы о половинной загрузке пассажирских  авиарейсов не будет: она вообще не упоминается в рекомендациях Росавиации по организации полетов на выходе из карантина. Рекомендации согласованы с Роскомнадзором, ранее предлагавшим 50%-ную загрузку, пишет «Коммерсант». Ограничения будут снимать в три этапа, на первом пассажирам придется проходить контроль температуры, складывать верхнюю одежду на полки, сидеть весь полет с пристегнутыми ремнями в масках и перчатках и соблюдать дистанцию на посадке, высадке и в очереди в туалет.

Китай отказался от цели по ВВП

Китай, где на этой неделе после коронавирусной паузы возобновилась партийная жизнь, впервые с 1994 года решил отказаться от цели по ВВП на 2020 год. Об этом объявил второй человек в государстве, премьер госсовета Ли Кэцян. В первом квартале ВВП страны упал на 6,8%, по итогам года ожидается инфляция в 3,5%, дефицит бюджета в 3,6% и безработица в 5,5%. Рынок воспринял это как знак предпочтения стабильности росту. Новость об этом уже увела нефть Brent ниже $35, а доллар - к 72 рублям после падения ниже 71 рубля накануне.

ПРАКТИКА

Как пандемия изменит города

Во время пандемии коронавируса люди, живущие в мегаполисах, оказались в числе наиболее пострадавших — в городской среде невозможно эффективно дистанцироваться от общества. Это наводит на мысли о том, что города будущего уже будут другими. Например, одним из главных станет тренд десегрегации — самые новаторские и красивые городские проекты будут размещать в самых бедных и заброшенных районах. В строящихся недорогих районах наряду с домами должны возводиться медпункты и станции телемедицины. Властям необходимо будет решить проблему водоснабжения и канализации в пригородах — из-за чего вирус распространялся на такой территории быстрее. Как поясняет Джеймс Спенсер, который изучает городское планирование в Университете Клемсона, уханьский рынок мог стать очагом вспышки вируса просто потому, что там не было не только санитарной обработки, но и возможностей для нее. Подробнее — на Wired.

Билингвы оказались не умнее обычных людей

В конце прошлого столетия стало расхожим мнение психологов, что дети-билингвы (владеющие одновременно двумя и более языками в качестве родных) имеют более высокий интеллект. Сейчас консенсус меняется. Онлайн-исследование (его описывает WSJ), предполагает, что двуязычие может быть полезным, но не делает вас умнее. В исследовании приняло участие 11 тысяч человек, от людей с неоконченным средним образованием до людей с научными степенями. Разбившись на пары (один человек владел один языком, а другой был билингвой), люди примерно с одинаковыми знаниями должны были выполнять интеллектуальные задания. Результаты оказались примерно одинаковыми. У билингв лишь обнаружилась способность запоминать более длинные строки чисел наизусть. Но у них все равно больше шансов при трудоустройстве и в личных отношениях, и этих преимуществ вполне достаточно, заключает старший автор исследования Адриан Оуэн.