Россию спасет печатный станок, факты о жизни на карантине, отскок малого бизнеса и дружба с роботом

Ситуация в экономике такая, что один ФНБ ее не спасет: нужно раздавать деньги людям и запустить печатный станок, считают ведущие либеральные экономисты России.

Чтобы не допустить перехода экономики в депрессию из-за эпидемии коронавируса, Россия должна выделить на ее поддержку 4–10 трлн рублей, потратить половину ФНБ и запустить программу количественного смягчения — то есть фактически печатный станок, пишут ведущие российские экономисты в докладе «Коронакризис-2020», подготовленном фондом «Либеральная миссия» (есть у The Bell).

Прогнозы

В составлении доклада участвовали Сергей Гуриев, Константин Сонин, Олег Вьюгин, Евсей Гурвич и другие известные экономисты. Авторы доклада просчитывают три сценария, и все выглядят довольно мрачно.

  • Оптимистичный сценарий предполагает цену на нефть $40 за баррель, рост мировой экономики на 0,7%, но падение российской на 3,7%.
  • Умеренный — $31 за баррель, падение экономики на 1,9% в мире и 5,7% в России.
  • Пессимистический – $24 за баррель, обвал мировой экономики на 3,7%, а российской — на 8,6% — больше, чем в кризисном 2009 году, когда падение российского ВВП составило 7,9%.

По опыту других стран только двух-трехмесячный карантин съест до 10% российского ВВП за 2020, считает экономист Сергей Гуриев. Доходы населения в 2020 году даже в базовом сценарии упадут как минимум на 7% из-за падения предпринимательского дохода, зарплат в малом бизнесе и у самозанятых, предполагает директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова.

Подход правительства

Мер поддержки экономики, уже объявленных государством, очевидно не хватит, солидарны авторы доклада. Сейчас их объем равен примерно 2,5% ВВП, в развитых странах он достигает 10–15%. Чтобы не потерять человеческий и физический капитал в малом и среднем бизнесе и избежать запуска механизма депрессии в экономике, государство должно потратить на помощь людям и бизнесу от 4–6% ВВП (4,5–7 трлн рублей) при консервативном сценарии до 8–10% в радикальном.

Пока что государство исходит из того, что бизнес должен пройти кризис сам — но сигнал о том, что правительство не готово разделить с ним бремя вынужденного локдауна, не повышает, а снижает готовность бизнеса задействовать собственные резервы, потому что у огромного числа компаний их для выживания все равно не хватит.

Государство реагирует медленно и маргинализирует малый и средний бизнес, не признавая его важной частью экономики. «Это такая циничная позиция: малый бизнес, самозанятые, ипэшники появились ниоткуда, уйдут в никуда, но также и вернутся оттуда», — пишет профессор ВШЭ Олег Вьюгин.

Но одной поддержки бюджетного сектора не хватит, чтобы вытянуть экономику из ямы. На отрасли с преимущественным вкладом МСП и самозанятых до начала кризиса приходилось около трети создания добавленной стоимости, пишет директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова. И именно по ним пандемия ударила в первую очередь.

Что делать

Главный совет — дать людям и бизнесу больше денег, которые бюджет давно копил на черный день. Распределять деньги в размере от 4 до 10% ВВП надо будет среди всех россиян — времени на тонкую настройку нет, а системы, которая могла бы избирательно довести средства до нуждающихся, нет. Лучше дать деньги тем, кому они особо не нужны, чем столкнуться с двукратным ростом безработицы, говорится в выводах доклада. Помимо прочего, это подстегнет спрос и разгонит экономику.

Сергей Гуриев и Константин Сонин предлагают обеспечить россиян на время карантина временным безусловным доходом. Гуриев считает, что нужно выдавать всем взрослым гражданам по 20 тысяч рублей в месяц, пока карантин не закончится. Это будет стоить около 2 трлн рублей. Сонин советует выплатить людям по 10 000 в апреле-мае, один раз летом и один раз осенью. Это обойдется примерно в 1–1,5 трлн рублей, или $15–20 млрд.

Гуриев также считает, что на время карантина нужно удвоить пенсии (это еще около 0,6 трлн рублей в месяц) и разрешить не платить за ЖКХ тем, чей платеж составляет меньше 5 тысяч в месяц, а остальным разрешить платить только разницу (это еще 0,25 трлн рублей в месяц). Крупный бизнес он предлагает поддержать льготными кредитами, а МСП — безвозвратными субсидиями на зарплату (еще 0,3 трлн рублей в месяц) и аренду.

В сумме меры, предложенные Гуриевым, потребуют 3 трлн рублей в месяц, или 6–10 трлн рублей на 2–3 месяца карантина.

Где взять деньги

Уже в этом году можно и нужно потратить как минимум половину ФНБ (это примерно 4% ВВП, или 4,5 трлн рублей), солидарны авторы доклада. Сейчас в фонде, на который вся надежда, сейчас 11,1 трлн рублей, а без денег, зарезервированных на покупку акций Сбербанка, — 9,6 трлн рублей. Около 3 трлн рублей уйдет на покрытие выпадающих нефтегазовых доходов — около 3 трлн рублей, напоминает Олег Вьюгин. По его подсчетам, на поддержку экономики остается около 4 трлн рублей, или 3–4% ВВП, — этого не хватит.

Чтобы получить недостающие деньги, России нужно перейти к политике количественного смягчения: государство должно выпустить на недостающую сумму ОФЗ, а ЦБ — выкупать их с рынка, считают авторы доклада. Фактически либеральные экономисты предлагают начать печатать деньги, отмечая, что резкого роста инфляции это не вызовет: экономика сжимается, а скорость обращения денег во время карантина неизбежно снижается, пишут авторы доклада.

Гуриев считает, что объем выпущенных для этого ОФЗ может составить 2-3 трлн рублей. Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев дает более радикальную оценку — 5-6 трлн. рублей, или 6% ВВП. Но и это, по его словам, некритично при нынешнем объеме долга: 14,4 трлн рублей или 14% ВВП.

Что мне с этого?

Пока государство идет другим путем — хотя, по данным Bloomberg, правительство и обсуждает новый большой пакет поддержки экономики, его объем не превысит 1 трлн рублей, а меры по прямой поддержке бизнеса еще на прошлой неделе даже не обсуждались.

BELLCLUB

Бизнес на карантине: как сохранить свое дело в кризис

Уже завтра BellClub проведет новую онлайн-встречу, посвященную новой экономической реальности. В этот раз мы поговорим с предпринимателями о том, как бизнесу пережить карантин и экономический кризис.

Наши гости:

Время проведения: 14 апреля в 19:00. Регистрация — по ссылке.

ЖИЗНЬ НА КАРАНТИНЕ

Жизнь на карантине: работы больше, доходов меньше.

Вместе с Levada Lab (исследовательская лаборатория «Левада-центра») мы исследуем, как эпидемия коронавируса меняет рабочие процессы и стиль жизни, опрашивая для этого аудиторию The Bell. Вот итоги первой недели на карантине: с переходом на удаленку работа стала отнимать больше времени и рушит график, обязательства перед контрагентами выполнять пока удается, а вот они свои выполняют не всегда, на собственных доходах наступление кризиса уже почувствовали 28% респондентов, 47% — критикуют меры, принятые государством, 27% — надеются на отмену налогов.

Целиком первые результаты исследования — уже на сайте. Но у вас еще есть возможность принять в нем участие, получив бонусы от наших партнеров: винного сервиса для своих Invisible, просветительского проекта InLiberty и книжного партнера The Bell издательства «Альпина Паблишер».

ПАРТНЕРЫ THE BELL

Обзор рынка фрода в мобильных приложениях от iTech Capital

Высокий коэффициент использования мобильных приложений и высокие темпы роста проникновения смартфонов также неминуемо влекут за собой развитие мошенничества. iTech Capital представил обзор рынка фрода в мобильных приложениях. Расходы на мобильную рекламу за 2019 год составили $190 млрд, а убытки от фрода в мобильных приложениях превысили $4,8 млрд. Традиционный вопрос, куда инвестировать деньги, в статье фонда на VC.

ДЕНЬГИ

Малый бизнес приподнялся

Вторая неделя самоизоляции оказалась для российского малого бизнеса лишь чуть менее катастрофической, чем первая, показали данные с электронных касс крупнейшего оператора «Эвотор». На неделе с 6 по 12 апреля доля работающих малых и средних предприятий (МСП) выросла до 44,4% с 39,5%. Выручка, упавшая на первой неделе до 35,6% к началу марта, «восстановилась» до 44,3%. Активно отскакивают регионы, а в Москве не работает три четверти МСП. Больше всего повезло ЖКХ и автосервисам, сравнительно неплохо идут дела у алкомаркетов и торговцев товарами для дачи, зато у непродовольственных ритейлеров выручка упала на 80–90%. Правительство обещает новый антикризисный пакет, но его деталей еще нет.

Падение замедлилось, но перспективы мутные

Падение экспорта Китая в марте (на 6,6%) оказалось не таким сильным, как в январе и феврале (17,2%), и намного лучше прогнозов аналитиков (минус 14%), пишет Reuters. Это хорошая новость-однодневка для рынков, но о каком-то сломе тренда речи не идет — снижение падения обусловлено допоставками по ранее заключенным контрактам. Рынок ждет резкого падения экспорта из Китая в апреле—июне, и не исключено, что оно достигнет 20%. В том же русле новый прогноз Goldman Sachs, ожидающего сжатия развитых экономик на 35% во втором квартале к первому.

Каждая седьмая на удаленке

Удаленная работа стала второй после коронавируса темой месяца, но полностью работающих в таком режиме компаний в России не так много — 14%, выяснил портал «Работа.ру». Рост, впрочем, впечатляющий — еще в конце марта их было только 3%. В компаниях 15% респондентов на удаленную работу перевели только некоторые отделы, 5% опрошенных начальство предоставило выбор между офисной и домашней работой. В компаниях 31% респондентов на «удаленку» не переводили никого, в 35% случаев сотрудников распустили в отпуска или отправили на больничный.

Сланцевики глушат скважины

США присоединились к сокращению добычи нефти странами ОПЕК+ без обязательств, но добыча в стране действительно сокращается естественным путем, пишет The Wall Street Journal. Спрос на нефть в США упал почти на 20%, нефть попросту невозможно продать и даже сдать в переполненные хранилища. Поэтому скважины глушат даже компании, полвека проработавшие в сланцевой нефтедобыче, и не только мелкие. Мгновенно прекратить качать нефть тоже невозможно, поэтому пика снижения добычи в США нужно ждать на горизонте нескольких месяцев. Правда, в отличие от большинства российских месторождений, на американских ее достаточно просто возобновить.

ПРАКТИКА

Как продуктивно работать на удаленке

Миллионы людей перешли на удаленную занятость, и это означает повышенный риск  выгорания, пишет Harvard Business Review. Вот несколько советов, которые позволят оставаться эффективным. Во-первых, соблюдать физические и социальные границы. Необходимо придерживаться дресс-кода даже дома, а вместо поездки в офис — прогуляться по квартире, прежде чем приступить к работе. Во-вторых  — по возможности соблюдать и временные границы: согласовать график с коллегами и настроить автоответ о том, что иногда вы будете менее оперативно реагировать на сообщения. Но самое важное — сосредоточиться на приоритетных задачах и найти способы, как выкроить свободное время на что-то еще, кроме работы.

Любовь и дружба с искусственным интеллектом

Чувство одиночества во время карантина стало новой эпидемией, пишет WSJ. Это может увеличить интерес людей к общению с искусственным интеллектом. Так, 50-летний Майкл Акадия уже строит романтические отношения с чат-ботом приложения Replika. Мужчина живет один, однако во время самоизоляции может в любое время получить моральную поддержку. Чтобы возникла эмоциональная связь, искусственный интеллект не обязательно должен быть сложным, уверены ученые. Нейронная сеть приложения Replika генерирует уникальный текст, а через несколько недель оттачивает навык «человечных» ответов конкретному пользователю. По мнению Питера Ван дер Путтена, доцента Leiden University в Амстердаме, в ближайшее десятилетие все больше людей будут предпочитать человеку чат-бота или физического робота.