Телефоны хотят блокировать не по сим-карте, доллар возвращает статус «у.е.», банкам затрудняют соблюдение санкций

ФСБ рекомендовало Минцифры подготовить единую базу кодов IMEI мобильных телефонов. Это позволит силовикам привязать человека не к сим-карте, а к устройству и отключать от сетей даже кнопочный телефон

  • О том, что спецслужба дала рекомендацию Минцифры создать базу данных IMEI и ее законодательное обеспечение для «повышения эффективности оперативно-разыскных мероприятий», узнал «Коммерсант». Это также позволит «пресекать противоправные действия с использованием мобильных телефонов» — под этим силовики обычно понимают телефонное мошенничество и ложные сообщения о терактах.
  • В Минцифры подтвердили, что рекомендации получили, предложения ФСБ поддерживают, а к работам приступают.
  • Самой идее привязки абонента не к сим-карте оператора, а к идентификатору телефона десяток лет — в 2010-х создание такой базы данных курировал Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС), затем вошедший в Минцифры. Тесты показали, что она работоспособна: операторы могут подключаться к единой базе и блокировать устройства, которых в ней нет. Блокировка сама по себе предусмотрена стандартом IMEI.
  • Два аргумента за идентификацию по IMEI к настоящему времени заметно ослабли: блокировка «серого» (в обход таможни) и параллельного импорта (последний недавно узаконен в условиях санкций) и борьба с кражами телефонов (отслеживать и блокировать краденый смартфон давно можно средствами ОС Android и iOS).
  • Остался интерес силовых структур к тому, «чтобы четко ассоциировать телефон и сим-карту с его владельцем: как бы ни старалось правительство, сим-карты до сих пор можно приобрести с рук без паспорта», сказал «Коммерсанту» гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Впрочем, большинство «серых» сим-карт в России оформляются на юрлиц, и с этим каналом целенаправленно борется Роскомнадзор.
  • Производители и продавцы устройств поддержат инициативу, «если упор будет сделан на борьбу с воровством телефонов у конечных пользователей и на возможность удаленно заблокировать аппарат», сообщили в ассоциации РАТЭК.

Почему это важно?

База IMEI позволит силовикам быстро блокировать даже дешевые кнопочные телефоны, которые используются как запасные или аварийные журналистами, адвокатами и правозащитниками. Их подвидом являются одноразовые телефоны с «незасвеченной» сим-картой (burner phone). Для того чтобы максимально прикрыть использование последних, пришлось бы актуализировать обязательную регистрацию на «госуслугах» ввезенных для себя аппаратов и ввести покупку мобильных телефонов (а не только сим-карт) с идентификацией личности.

Участники отрасли давно указывали на проблемы с блокировкой телефонов по IMEI. В первую очередь — дублирование идентификаторов, не позволяющее быстро установить, какая из трубок «незаконна».

Доллар снова условная единица

Российский бизнес возвращается в эпоху «условных единиц» минимум ментально, следует из нового доклада аналитиков ЦБ «О чем говорят тренды». За считанные месяцы в условиях крайней неопределенности с логистикой, импортом и эффектами санкций курс вновь обрел «сигнальный эффект», став почти единственным ориентиром цен, пишут аналитики.

Начинать день с просмотра курса доллара для многих бизнесменов — привычка, хотя и прочно подзабытая. В любом случае, старые соотношения в экономике (когда ослабление рубля на 1% добавляло к росту инфляции примерно 0,1 п.п) больше не действуют, и в какой пропорции курс переносится в цены сейчас, неясно. Но тем быстрее, чем меньше хранится товар, даже полностью отечественный.

Один из выводов доклада — курс доллара прогнозируем не более чем на два года, а дальше может быть почти любым в зависимости от платежного баланса.

Что еще произошло

  • Российские банки утрачивают доступ к самому популярному автоматическому инструменту отслеживания санкций от DowJones, что резко затруднит им процедуры комплаенса. Refinitiv уже отключил Россию от аналогичного сервиса, из зарубежных пока работает LexisNexis. Отечественный аналог существует, однако для банков крайне важна процедура перепроверки по разным базам: малейшая ошибка грозит им штрафами и вторичными санкциями.
  • От заседания ЦБ в эту пятницу не ждут ничего, кроме понижения ставки, вероятнее всего, на 1 процентный пункт, до 10%. Но не исключен вариант отката и к значению «до спецоперации» — к 9,5% или даже к 9%. Регулятор балансирует между тем, чтобы стимулировать спрос и кредитование, одновременно не допустив ускорения инфляции.
  • Каршеринг «Делимобиль» закрывает сервис подписки Anytime Prime, позволяющий брать автомобили бизнес-класса в аренду на срок от дня до года. В условиях дефицита запчастей и спроса со стороны корпоративных клиентов, многие из которых ушли из России, это естественный шаг. Сервис «Сберавтоподписка» еще держится, но повысил стоимость услуг и переключается на китайские автомобили.

UPD. После выхода заметки представитель «Делимобиля» прокомментировал, что Anytime Prime распродает до четверти автопарка, но закрывать сервис совсем не планируется.

  • Рынок IPO в Европе и США в январе—мае упал к прошлому году в 10 раз, до $18 млрд, по всему миру — почти вчетверо, до $81 млрд. У компаний просто нет убедительных причин размещаться в условиях высокой волатильности и неопределенности из-за конфликта вокруг Украины, они относят IPO на 2023 год.
  • Поддержка «спецоперации» россиянами росла в марте — начале апреля, но стала снижаться в конце апреля и в мае, следует из отчета независимого экспертного проекта Re: Russia, запущенного политологом Кириллом Роговым. 10–15% респондентов соцопросов об отношении к «спецоперации» могут скрывать свои истинные предпочтения, а уровень поддержки лоялистов сильно зависит от формулировок и условий проведения опроса, считают эксперты. Сложившуюся ситуацию они назвали «навязанным консенсусом».