Тень рецессии опустила нефть, в России снова инфляция, уровень нефтяного потолка и кризис Бориса Джонсона

Сегодня Brent опустилась ниже $100, доллар подошел к 64 рублям. Главная причина — в предчувствии рецессии, главный вопрос в том, что это: еще волатильность или уже обвал

Вечером в среду 6 июля котировки нефти Brent опускались до $99 за баррель — уровня, которого не было с начала апреля. За вторник-среду нефть подешевела на $15. Похожую динамику демонстрировал рубль, упавший за те же два дня к доллару с 55 до 63 рублей.

Тревожные новости поступали и с других рынков. Медь, котировки которой считаются важным опережающим индикатором мировой экономики, упала ниже $7500 за тонну. Это уровень декабря 2020 года, причем пик на уровне $10 500 был достигнут только в марте. Евро продолжал приближаться к паритету с долларом на опасениях прекращения поставок энергоносителей Россией — курс европейской валюты снизился ниже $1,02.

В чем дело?

То, что падение нефти вызвано ожиданиями рецессии в ряде экономик, в последние недели стало общим местом в экономических СМИ. Но вероятность самой рецессии и степень влияния этой «тени из будущего» аналитики оценивают по-разному.

Модель Bloomberg, хорошо предсказавшая рецессии в США 2001 и 2008 года, сейчас дает вероятность в 38% в следующие 12 месяцев и в 75% до конца 2024 года. Еще в мае вероятность была нулевой. Это результат действия двух факторов: снижения прогнозов прибыли компаний и падения потребительской уверенности в июне из-за максимальной за десятилетия инфляции. Аналитики Goldman Sachs недавно повысили прогноз вероятности рецессии в 2023 году с 15% до 30%.

Есть риск, что прогнозы станут самосбывающимися, говорят экономисты: страх домохозяйств и бизнеса перед будущим способен обвалить потребление, а потом рынок труда и инвестиции. Первые признаки упадка спроса уже видит малый бизнес типа баров и парикмахерских, рецессии в ближайший год ждут 70% опрошенных американцев. У ФРС есть возможность обуздать инфляцию и не уронить экономику, писал The Bell, но эта задача становится все сложнее.

Рецессию в еврозоне Goldman Sachs предсказывает с вероятностью 40%, в Великобритании — 45%. А министр экономики Германии Роберт Хабек назвал страх перед рецессией в стране «повсеместным». Здесь причиной видится почти исключительно «газовая война» со стороны России: еврочиновники не исключают полной остановки поставок, Германии уже приходится спасать Uniper — некогда крупнейшего клиента «Газпрома».

Прогнозы роста мирового ВВП в 2022 году инвестбанки и международные организации в последнее время только снижают: Всемирный банк — до 2,9% с 4,1%, Fitch — c 3,5% до 2,9%, ОЭСР — с 4,5% до 3%. Глава МВФ только что указала на повышенный риск всемирной рецессии в 2023 году.

Волатильность или начало падения?

Применительно к нефти пересмотр спроса в сторону понижения происходит повсеместно, сказал Bloomberg главный аналитик Citigroup по сырьевым рынкам Эд Морзе. Инвестбанк ждет снижения цен до $85 к концу года в базовом варианте исключительно на основе баланса спроса и предложения.

Текущее падение цен на нефть — результат не только предчувствия рецессии и роста ставок ФРС, но и технического выхода инвесторов из нефти как хеджа от инфляции. Однако физическому рынку фундаментально рано закладываться на падение спроса, возражают аналитики Goldman Sachs. Риски есть и со стороны предложения (это не только Россия, а, к примеру, Ливия и Казахстан), кривая цен фьючерсов указывает на сильный рынок, а мировой спрос на нефть в этом году вырастет больше мирового ВВП, пишут они.

«Нефть по $100» — это также результат сильного доллара, который сейчас на двухлетнем максимуме и в который инвесторы бегут от рисков, напоминает Bloomberg.

Что мне с этого?

Размах падения рубля последних двух дней уже не позволяет считать его главными факторами будущие меры правительства России по ослаблению слишком укрепившейся нацвалюты и налоговый период (о гипотезах российских аналитиков мы писали здесь). Без бюджетного правила рубль снова привязался к ценам на нефть, поэтому с достаточно вероятным отскоком нефти возможно и новое укрепление рубля. Картину осложнит снижение поставок газа в Европу, экспортных доходов и, соответственно, продаж валюты экспортерами.

ДЕНЬГИ

Инфляцию запустила коммуналка

На неделе к 1 июля в Россию вернулась инфляция (0,23%), но обусловлена она разовыми факторами. Дело в индексации имеющих большой вес тарифов ЖКХ (+4,21%), пишет Минэкономразвития. Остальные тренды предыдущих недель сохранились: удешевление продуктов питания (минус 0,38%) при опережающем снижении цен на плодоовощную продукцию, снижение цен в непродовольственном секторе и рост цен в туристическом.

На прошлой неделе цены не выросли после двух недель дефляции (-0,12% и -0,14%), поэтому июньская инфляция, данные о которой будут в пятницу, обещает быть близкой к нулевой. О том, как Россия перешла к дефляции от инфляционного шока, мы писали здесь.

Нефть от $40 до $60

По данным Bloomberg, США с союзниками перед саммитом G7 обсуждали потолок цены на российскую нефть в диапазоне $40–60 при тогдашней цене Urals на уровне $80. Администрация США считает уровень $40 слишком низким (поскольку Россия в таком случае может свернуть экспорт, а цены — вырасти). Однако одновременно она прорабатывает другие меры — санкции против перевозчиков нефти, продающейся дороже потолка, и против банков, обслуживающих такие транзакции.

Вторичные санкции против покупателей слишком дорогой российской нефти останутся самой крайней мерой, пишет агентство. Китай с марта по май увеличил закупки российских энергоносителей вдвое в денежном выражении, Индия — более чем впятеро (год к году).

Евро против доллара

Евро продолжает падать к паритету с долларом — в среду 6 июля курс европейской валюты снизился до $1,0187. Одни аналитики рынка уже думают об уровнях консолидации ниже паритета — 0,92 или 0,98, другие предостерегают от поспешных шортов, но все винят в бедах евро энергетическую зависимость Европы от России. Если Россия полностью прекратит поставки нефти в ЕС, евро может стоить и 90 центов, считают некоторые аналитики.

ВЛАСТЬ

Джонсона попросят на выход

В Великобритании стремительно разворачивается правительственный кризис: правительство Бориса Джонсона покинули уже четыре десятка чиновников, включая трех министров кабинета, а после двух слушаний в среду представители партии будут просить уйти его самого.

Консервативная партия будет обсуждать механизм нового голосования о доверии премьеру, которое может состояться уже на следующей неделе. Такое же голосование прошло в начале июня, и Джонсон усидел в кресле — правда, с худшим со времен Терезы Мэй результатом. После него был введен 11-месячный мораторий на вотумы недоверия, который теперь предстоит обойти.

Июньское голосование спровоцировал «патигейт» — организация премьером вечеринок во время строгого карантина. Сейчас это секс-скандал с участием заместителя парламентского организатора Консервативной партии Криса Пинчера. На прошлой неделе он устроил дебош в лондонском клубе Carlton, приставая к двум мужчинам. Пинчер сразу подал в отставку, но быстро выяснилось, что это не первая его выходка, а Джонсон знал о склонностях Пинчера до назначения на высокий пост. В парламенте Джонсон заявил, что сам уходить не намерен и что «в самых трудных обстоятельствах» продолжит исполнять мандат, включающий поддержку Украины.

Скандал подобного размаха должен бы повлиять на фунт и рынки, замечает Bloomberg, но не на этот раз. Инвесторы считают происходящее не более чем шоу второго плана в контексте роста инфляции и рисков рецессии.