«У бизнеса никаких рисков уже не осталось, только страх». Главные цитаты с завтрака у Грефа

Главным событием утра второго дня Петербургского экономического форума стал традиционный деловой завтрак Сбербанка с сессией «Россия 2024: как совместить стабильность и реформы», модерировал которую Герман Греф. Участники говорили о рисках и стабильности, бизнесе и новаторстве, инвестициях и деле Калви. The Bell собрал главные цитаты участников.

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров

  • О стабильности. «Вот мы все говорим «стабильность», а смотрите — идет третий день форума, и еще ни один из бизнесменов не арестован. Правда, ни один и не выпущен — стабильность обеспечена».
  • О Майкле Калви. «Вот министр экономики Максим Орешкин не так давно назвал выход Калви из-под ареста очень хорошим знаком. Это на самом деле очень тонкое наблюдение, которое фиксирует, что находиться дома лучше, чем в Лефортово».
  • О работе правительства. «Я сказал, что думаю об этом деле, через два дня, на программе Соловьева. А вы [Орешкин] ждали несколько месяцев. Все ждали, что министр экономического развития что-то скажет. Но вы пытаетесь понравиться, вы пытаетесь угадать».
  • О страхах бизнеса. «Предпринимательская деятельность — это деятельность на свой страх и риск, а у бизнеса никаких рисков уже не осталось, а только страх, что, если ты станешь успешным, к тебе придут и все отберут».

Президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов

  • О предсказуемости. «Каждый год мы собираемся и знаем, что скажет каждый. И знаем, что каждый скажет в следующем году,  если позовут. Зачем мы это говорим?»
  • О человеческом капитале. «У нас нет проблемы человеческого капитала — он есть, и он востребован за границей. Надо сделать так, чтобы он был востребован здесь. Нужно действовать со стороны предложения, есть задача — под нее строится завод. Но можно смотреть со стороны спроса: создавать задачу, чтобы все, задрав штаны, бежали строить свои заводы».
  • Об инноваторах. «Мы, хотя декларируем другое, живем в рентной экономике. В рентной экономике не нужны инноваторы, нужны охранники, чтобы охранять эту ренту. С этим у нас все в порядке».

Ректор РАНХиГС Владимир Мау

  • Об экономическом росте.  «Реальный экономический рост имеет смысл только тогда, когда он отражает рост благосостояния. Мы знаем пример Японии, когда 25 лет экономика стагнирует, а благосостояние растет. Реальный экономический рост очень важен, но не сам по себе. Можно залить экономику деньгами, она будет расти какое-то время, но мы все знаем, что из этого получится».
  • О недоверии власти. «Ключевая проблема — это проблема доверия. В обществе он катастрофически падает. Отсюда проблема превращения сбережений в инвестиции. Деньги есть — у нас сбережения на несколько процентов ВВП больше инвестиций».
  • О недоверии институтам. «Я все подобные выступления заканчиваю одной историей: когда в СССР в 1921 году был принят закон о сохранности вкладов, один юрист советский спросил у предпринимателя: ну что, будете теперь деньги в банках держать? Тот ответил: да нет, не будем, потому что они гарантируют сохранность вкладов, а не сохранность жизни вкладчиков».

Бизнесмен Олег Тиньков

  • О госкомпаниях. «Российский бизнес очень прибыльный. Но вот если бы у нас в России было больше частного бизнеса, поменьше госкомпаний, у нас все было бы хорошо».
  • О пропаганде. «Нужно пропагандировать предпринимательство, без частного бизнеса никакого прорыва не произойдет. А с ним GDP и на 2, и на 4% будет расти. У нас самые талантливые люди. Давайте поддерживать и пропагандировать частный бизнес. Смотрите, нас осталось совсем немного, вот один только частный партнер форума».
  • Об инвестициях. «Мы инвестируем. Тинькофф банк инвестирует миллиарды долларов — мы сейчас крупнейшую сделку подписываем на рынке недвижимости, SPO на $300 млн в Лондоне проводим. Поднимаем деньги на Западе. А потом ЦБ нас полгода будет спрашивать: «Объясните происхождение денег». Мы им: «В смысле? Это же Лондонская биржа». «Нет, расскажите происхождение капитала», — и год регистрируют».

Первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов

  • О развращении. «Государство «развратило» предпринимателей льготами, и бизнес отказывается инвестировать до тех пор, пока не получит каких-либо преференций от властей».
  • О трех видах бизнеса. «У нас по-прежнему есть бизнес по принципу: заработал — за границу, заработал — в офшоры. Есть бизнес, который просто ждет  льготы: не буду вкладывать, пока не дадите преференций. Не хочу. И есть третий бизнес, который работает».
  • Подробно о заявлении министра мы написали здесь.