Военный репортер Орхан Джемаль и двое его коллег убиты в Африке. Что они там делали?

Погибшие российские журналисты оказались в Африке на съемках фильма о ЧВК Вагнера. Подробности — в рассылке The Bell.

Орхан Джемаль, кадр телеканала "Дождь", архив

В Центральноафриканской республике погибли трое российских журналистов — один из самых известных военных корреспондентов, бывший обозреватель «Новой газеты», Newsweek и «Известий» Орхан Джемаль, режиссер-документалист Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко. В ЦАР, одной из самых опасных стран мира, они попали для съемок фильма о российских наемниках из ЧВК Вагнера.

Обстоятельства нападения

  • Джемаль, Радченко и Расторгуев отправились в ЦАР на съемки фильма о российских военных инструкторах из частных военных компаний, в том числе ЧВК Вагнера. Это был совместный проект с «Центром управления расследованиями» (ЦУР) — одним из СМИ Михаила Ходорковского.
  • Источник, знакомый с планами журналистов, рассказал The Bell, что они вылетели в ЦАР в прошлую пятницу утром. Главный редактор ЦУР Андрей Коняхин сказал русской службе Би-би-си, что в последний раз связывался с ними в воскресенье вечером.
  • По данным агентства AFP, автомобиль Джемаля, Радченко и Расторгуева в ночь с понедельника на вторник попал в засаду, выставленную неизвестными, когда журналисты возвращались в Сибю (там располагается база российских военных инструкторов) с севера страны, из города Кага-Бандоро, фактически неподконтрольного правительству ЦАР. По словам выжившего водителя автомобиля, вооруженные люди появились из зарослей и открыли огонь по машине, а пассажиры погибли на месте. Тела журналистов были обнаружены в 23 км к северу от Сибю.
  • Жена Орхана Джемаля Ирина Гордиенко сообщила The Bell, что опознала по фотографии тело мужа. Она также сказала, что с ней связывалась официальный представитель МИД Мария Захарова, которая обещала как можно скорее вернуть тело и уточнила, что процесс опознания продлится до завтра.
  • Источник в полиции ЦАР сообщил «Интерфаксу», что целью нападения мог быть грабеж, поскольку журналисты везли с собой дорогостоящее оборудование.

Погибшие

  • Орхан Джемаль — один из самых известных российских военных репортеров. В начале 2000-х он возглавлял отдел политики «Новой газеты», затем был обозревателем русского Newsweek и «Известий». Джемаль писал репортажи с войны в Грузии (о ней он написал книгу), Ливии, Сирии, на востоке Украины. В последнее время единственным изданием, где регулярно выступал Джемаль, было «Эхо Москвы», — вот записи и расшифровки его последних эфиров.
  • Александр Расторгуев — режиссер-документалист. Самые известные его фильмы — «Я тебя люблю» и проект «Срок» о российских протестах 2012 года, снятый вместе с бывшим ведущим НТВ Алексеем Пивоваровым и документалистом Павлом Костомаровым.
  • Кирилл Радченко — фотограф-фрилансер, подписанные его фамилией фотографии выходили на сайте информагентства ANNA News. В 2017 году они были посвящены событиям в Сирии, где много лет идет гражданская война. Ему было 33 года.

Расследование в Африке

Командировка журналистов была связана с расследованием о ЧВК Вагнера, которая действительно развернула бурную деятельность в Африке. Рассказываем все, что об этом известно.

  • ЧВК Вагнера связывают с Евгением Пригожиным – его самого называют «поваром Путина» за то, что его структуры оказывали кейтеринговые услуги Кремлю. Они же получали многомиллиардные подряды Минобороны и занимались поставкой питания в московские школы.
  • О том, что российские частные военные компании, и в том числе ЧВК Вагнера, отправились в Африку стало впервые известно в конце 2017 года. Речь тогда шла о Судане.
  • The Bell впоследствии разобрался, что у структур Пригожина появился в этой стране коммерческий интерес – сразу после прошлогодних переговоров Владимира Путина и Дмитрия Медведева с президентом Судана Омаром Баширом предположительно связанная с Пригожиным компания «М Инвест» подписала концессионные соглашения на добычу золота в Судане (подробнее об этом мы писали здесь). Одновременно наемники ЧВК Вагнера начали тренировать военные подразделения правительства Судана, утверждали тогда четыре собеседника The Bell, в том числе из конкурирующих частных военных структур. Один из них говорил, что сотрудники ЧВК Вагнера также тренируют вооруженные силы Центральноафриканской республики.
  • МИД России еще в марте официально сообщил, что для «укрепления национальных силовых структур в ЦАР» Россия направила в эту страну 5 военных и 170 гражданских инструкторов, а также партию стрелкового оружия – все это по просьбе президента ЦАР Фостена Арканжа Туадеры и с согласия комитета Совета безопасности ООН.
  • О том, что под гражданскими инструкторами могут иметься в виду бойцы ЧВК Вагнера писала группа исследователей Conflict Intelligence Team (CIT), а до этого – ряд французских СМИ.
  • В сообщении МИД про ЧВК Вагнера не упоминалось, зато там говорилось, что по договоренности с ЦАР Россия также изучает возможности «взаимовыгодного освоения природных ресурсов» в этой стране, и что с 2018 года там началась реализация неких горнорудных концессий.
  • Стоят ли за этими концессиями структуры Пригожина – неизвестно. Но, возможно, схема работы универсальна – до того, как подписать соглашения о добыче золота в Судане, бойцы ЧВК Вагнера были замечены в Сирии. Позднее выяснилось, что структуры Пригожина договорились с сирийским правительством об участии в освобождении, охране и разработке местных нефтегазовых месторождений. Взамен эта фирма рассчитывала на четверть нефти и газа, которые будут добываться на освобожденных территориях – окончательно эти договоренности были одобрены незадолго до кровопролитного столкновения бойцов ЧВК Вагнера с американскими военными в нефтегазовой провинции Дейр-эз-Зор, выяснил The Bell.

Редакция The Bell приносит свои соболезнования друзьям и родственникам погибших.

Петр Мироненко, Ирина Малкова, Антон Баев