ВТБ могут приватизировать через допэмиссию в обход санкций США

Вопрос приватизации ВТБ за счет допэмиссии рассматривается, но решение пока не принято, заявил исполняющий обязанности замминистра финансов Алексей Моисеев журналистам в рамках «Гайдаровского форума».  

Андрей Костин. Фото: Агентство «Москва»

Что случилось 

В конце прошлого года правительство утвердило трехлетний план приватизации, в который вошел ВТБ. Долю государства в его капитале планируется сократить до 50% плюс 1 голосующая акция. Сейчас 61% обыкновенных акций ВТБ у Росимущества, еще 39% акций в свободном обращении. 

Решить вопрос с приватизацией ВТБ сложно, потому что банк находится под секторальными санкциями США, объяснил Моисеев. Простое размещение существующих акций на рынке может вызывать недовольство OFAC (управления по контролю за иностранными активами США) и причинить ущерб действующим акционерам. 

Поэтому и обсуждается допэмиссия, объяснил Моисеев. В 2013 году долю государства в ВТБ уже сократили с 75,5% до 60,9% именно таким способом. Допэмиссия акций — вопрос самого банка, но в стратегии до 2022 года и в бизнес-плане на нынешний год ее нет, заявил «Ведомостям» представитель ВТБ. 

Попадание в план не означает немедленную приватизацию. «Если не будет решения, которое удовлетворит всех акционеров, ее перенесут на более поздний срок», — добавил Моисеев.  

Что это значит 

Допэмиссию ВТБ, если она состоится, сложно в полной мере назвать инструментом приватизации: средства от выкупа новых акций получит не государство, а ВТБ, подчеркивает директор аналитического департамента банка «Открытие» Анна Морина в разговоре с «Ведомостями». Но государство сможет ее монетизировать, если ВТБ направит привлеченные средства на увеличение дивидендов. 

Минфин ожидает, что ВТБ направит на дивиденды по итогам 2019 года 50% от чистой прибыли, сказал Моисеев. Но требовать дивидендов любой ценой ведомство не планирует: в первую очередь банк должен наращивать кредитование.  В прошлом году ВТБ, в отличие от многих госкомпаний, даже не приблизился к рекомендуемым Минфином 50% чистой прибыли в виде дивидендов и выплатил только 15%.