loading

2019 год станет для мировой экономики худшим со времен кризиса 2008 года

2019 год станет для мировой экономики худшим с момента кризиса 2008–2009 годов, считают экономисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Рост мировой экономики в 2019 году замедлится с 3,6% до 2,9%, говорится в ее новом прогнозе на 2019–2020 годы. ОЭСР ухудшила прогнозы по всем экономикам стран G20, в том числе и России — на треть, с 1,5% до 0,9% в 2019 году.

Детали

Доклад ОЭСР озаглавлен «Предупреждение: впереди слабый рост». «Перспективы мировой экономики становятся неопределенными и хрупкими, <...> а риски продолжают нарастать», — говорится в первой его фразе. В 2019 году мировая экономика вырастет на 2,9%, в 2020-м — на 3%. Это на 0,3–0,4 процентных пункта ниже, чем ОЭСР прогнозировала в мае этого года.

    • Главный фактор замедления экономики — рост напряженности в международной торговле, который подрывает доверие и рост инвестиций в мировой экономике и повышает риски на финансовых рынках, говорится в докладе. Только взаимные новые пошлины США и Китая снизят мировой ВВП в 2020 году на 0,3–0,4%.

    • Как отдельные факторы риска в докладе указаны возможность Brexit без сделки (он отправит Британию в рецессию, а в ЕС существенно замедлит рост) и новые риски срыва поставок нефти из Саудовской Аравии.
    • Из-за роста неопределенности и падения экономического оптимизма число новых заказов и экспортных контрактов упало до минимума за последние 7 лет. Особенно плохо (и это плохие новости для российских экспортеров — например, металлургических компаний) дела обстоят в промышленности — в развитых странах промпроизводство в первой половине 2019 года упало. Падают и объемы международной торговли.

    • Серьезный риск и важнейший фактор неопределенности — Brexit без сделки. Если он произойдет, хуже всех придется Великобритании, но не поздоровится и Европе, пишут экономисты ОЭСР.

    • Прогноз роста российского ВВП на 2019 год снижен с 1,4% до 0,9%, на 2020 год — с 2,1% до 1,6%. Эти цифры ниже, чем в последнем прогнозе Минэкономики, но почти совпадают с прогнозами ЦБ и Алексея Кудрина. Плавающий курс национальной валюты и низкий внешний долг позволят России (как и Индии, Мексике, Индонезии и Бразилии) по мере падения инфляции смягчать монетарную политику, пишут экономисты ОЭСР. Но снижение ставок окажет ограниченный эффект в борьбе с замедлением экономического роста, добавляют они.

    Что мне с этого?

    В недавнем обзоре рисков финансовой системы России ЦБ называл замедление роста мировой экономики с неизбежным в этом случае падением цен на нефть главным риском для российской экономики в ближайшие годы. Но слишком сильно пугаться пока не стоит: в новом прогнозе ОЭСР о рисках начала глобальной рецессии в ближайшее время пока не говорится, а замедление роста учитывается в базовом сценарии ЦБ. Самое неприятное в нем — это низкий рост российского экспорта, а значит, и доходов нефтяных и металлургических компаний.

    Скопировать ссылку

    «От большого ума и финансовой подкованности». Истории российских инвесторов, чьи активы оказались заморожены после начала войны

    Четвертый год российские частные инвесторы не могут вытащить из европейских депозитариев заблокированные после начала войны иностранные ценные бумаги, которые в мирное время торговались на российских биржах. За это время стоимость акций компаний существенно изменилась, сроки обращения некоторых облигаций истекли, эмитенты выплатили купоны, а по отдельным бумагам произошли дефолты. The Bell поговорил с несколькими инвесторами, чьи активы оказались заморожены, узнал, как они боролись за их возвращение и есть ли сейчас рабочие схемы разблокировки ценных бумаг.

    Стройка века: как заработать на глобальном росте расходов на инфраструктуру

    В ближайшие 25 лет глобальные расходы на физическую и цифровую инфраструктуру составят около $64 трлн. В пересчете на каждый год это примерно два ВВП США. Рост этих расходов происходит из-за урбанизации, перехода к новым источникам энергии, демографических проблем и других больших трендов, которые кажутся необратимыми. Для частных инвесторов такие траты открывают огромные возможности. Рассказываем про ключевые драйверы инфраструктурного суперцикла и три публичные компании, которые уже выигрывают от него.

    Рассылки The Bell стали платными. Подписывайтесь!

    НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

    «В политике ограничений рисков больше, чем в любых санкциях». Наталья Зубаревич о российской экономике

    Герой нового выпуска «Это Осетинская!» — Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ и один из ведущих экспертов по теме региональной экономики России. Елизавета Осетинская (признана иноагентом) встретилась с Зубаревич в Париже и узнала, как санкции и война повлияли на разные секторы российской экономики, что такое «инфляция для бедных», насколько выросли доходы россиян, как живут Москва и регионы и сколько денег уходит на поддержку аннексированных территорий. Мы публикуем отрывки из интервью, а целиком его смотрите здесь.