Накануне визита Уиткоффа в Москву WSJ рассказала, как Кремль продавал США идею «мира ради инвестиций»
Неформальные переговоры спецпредставителя Трампа Стива Уиткоффа и его российского коллеги Кирилла Дмитриева идут с февраля, и все это время Дмитриев старался представить Россию как уникальную инвестиционную возможность для американского бизнеса – и использовать это как политический рычаг, пишет The Wall Street Journal.
Во время общения с Уиткоффом, которое происходило в обход традиционных дипломатических каналов, Дмитриев не жалел красок, представляя Россию не как военную угрозу, а как страну бесчисленных возможностей, пишет издание. Речь шла и об использовании $300 млрд замороженных российских активов для совместных инвестпроектов и послевоенного восстановления Украины, и о разработке богатых арктических месторождений, и даже о совместной миссии на Марс со SpaceX Илона Маска.
Американцев такие перспективы привлекли – некоторые компании и бизнесмены давно подумывают о возвращении к прибыльному business as usual с Россией и скупке перспективных активов. Россияне на соответствующие обещания не скупились.
Вот короткий перечень проектов, которые обсуждались:
- Сахалинский шельф: ExxonMobil и «Роснефть» еще летом проводили тайные переговоры в Дохе о возвращении американской компании к добыче нефти и газа на проекте «Сахалин-1» – ExxonMobil спешно вышла из проекта после начала войны и с тех пор ищет способы компенсировать свои убытки.
- Активы «Лукойла»: тот же Exxon и миллиардер Тодд Боэли интересуются зарубежными активами российской нефтяной компании, которая та была вынуждена выставить на продажу из-за новых американских санкций.
- «Турецкий поток»: Elliott Investment Management рассматривала возможность купить долю в трубопроводе, по которому российский газ поставляется в Европу (основной владелец – «Газпром»).
- Газ в Охотском море и металлы в Норильске: как пишет WSJ, связанные с Кремлем бизнесмены Тимченко, Ковальчук и Ротенберги предлагали американцам концессии на добычу газа в Охотском море и еще четырех неназванных местах, а также разработку редкоземельных металлов недалеко от норильских никелевых месторождений и еще на шести месторождениях в Сибири, которые сейчас не разрабатываются.
- Газ в Арктике: спонсор предвыборной кампании Трампа и университетский друг его сына Джентри Бич вел переговоры с «Новатэком» о приобретении 9,9% проекта «Арктик СПГ», если с проекта снимут американские и британские санкции.
- «Северный поток-2»: еще один спонсор Трампа Стивен Линч еще со времен Байдена просит правительство США разрешить ему участвовать в аукционе, который может состояться в рамках процедуры банкротства компании-оператора трубопровода. В апреле Линч даже нанял за $600 тыс другого друга Трампа-младшего, лоббиста Чеза Макдауэлла. Ранее Линч уже приобрел швейцарскую «дочку» Сбербанка.
- Космические перспективы: летом глава «Роскосмоса» Дмитрий Баканов впервые с 2018 года посетил Космический центр НАСА в Хьюстоне и предприятия SpaceX, но какие проекты в итоге обсуждались, неизвестно.
Сам Уиткофф на все это сказал WSJ, что всеобщее совместное процветание могло бы стать защитой от будущих конфликтов.